Жизнь и творчество знаменитого художника Караваджо

Жизнь и творчество знаменитого художника Караваджо

Полное имя: Микеланджело Меризи де Караваджо

Дата рождения: 29 сентября 1571 г.

Дата смерти: 16 июля 1610 г.

Художественное движение: барокко

Родной город: Милан, Италия

Драка. Убийство. Сговор с дьяволом. Меризи да Караваджо, известный художник 17 века, был обвинен во всех этих и многих других вещах во время своей бурной карьеры. Заклейменный как «антихрист живописи», Караваджо вызывал столько же споров из-за своих революционных работ, сколько и из-за своего бунтарского, скандального характера и обширного досье у представителей власти.

Популярный при жизни художник, после смерти был в большей степени забыт, и только в 20 веке вспомнили о его ключевой роли в развитии западного искусства.

Несмотря на скандальный образ жизни, способствовавший сохранению интереса к Караваджо на протяжении столетий, в конце концов, именно гениальность его работ завоевала свое место в истории искусства, а также в современном воображении.

Работы Караваджо являются одними из самых потрясающих произведений за всю историю западной живописи. Наблюдать за эволюцией его стиля от его ранних работ («Гадалка», «Вакх и Нарцисс») к его крупным успехам («Призвание святого Матфея» и «Фома сомневающийся») и последним картинам («Давид с головой Голиафа») — все равно, что видеть бурные взлёты и падения его неспокойной жизни.

Хотя светотени использовались задолго до того, как Караваджо вышел на художественную сцену, именно он определил технику и сделал тени темнее. Наблюдение художника за физической и психологической реальностью и отражение это в произведениях, укрепило его популярность, но вызвало проблемы с его религиозными взглядами.

Плодовитый художник, Караваджо работал быстро, используя живые модели и кончик ручки кисти, чтобы начертить основные контуры своих работ. Его предпочтение работать непосредственно на холсте было чуждо его сверстникам, и они обвиняли его в идеализации своих фигур.

Художественный фон.

Караваджо — пионер стиля итальянского барокко, выросшего из эпохи маньеризма. Итальянское искусство барокко не сильно отличалось от итальянской живописи эпохи Возрождения, но цветовая палитра была богаче и темнее, а тема религии была более популярной.

В конце 16-го века Караваджо посчастливилось работать во время Контрреформации, когда практически весь Рим подвергался строительным работам, поскольку католическая церковь ремонтировала старые церкви и строила новые, пытаясь привлечь протестантов обратно в свою веру. Все эти новые пространства нуждались в обильном украшении, и художники были слишком готовы удовлетворить эту потребность.

Помимо этого, Караваджо также испытал новый интерес к научному натурализму, процветающему в северной Италии, отчасти из-за притока произведений искусства из северной Европы. В следствие этого, Караваджо разработал стиль непоколебимого реализма, беспрецедентной доступности и прямого обращения к эмоциям, который не имел себе равных среди его сверстников и помог сформировать итальянское искусство 17 века.

Влияние Караваджо проявляется как прямо, так и косвенно в картинах таких художников, как Рубенс, Бернини, Жузепе де Рибера и Рембрандт. Следующее поколение художников, испытавших глубокое влияние Караваджо, было названо «караваджистами» или «каравагесками», а также тенебристами или «тенебрози» и «теневики». Секретарь Поля Валери Андре Берн-Жоффруа сказал: «То, что начинается в творчестве Караваджо, - это просто современная живопись».

В 1920-х годах искусствовед Роберто Лонги сказал о Караваджо: «Рибера, Вермеер , Латур и Рембрандт никогда не могли бы существовать без него. И искусство Делакруа, Курбе и Мане было бы совершенно другим». «За исключением Микеланджело, ни один другой итальянский художник не пользовался таким большим влиянием».

Караваджо назвали в честь мажордома из региона Италии, известном как Ломбардия, где в 1571 году родился будущий гений. Художник жил в политически и духовно неспокойное время Контрреформации, когда католическая церковь пыталась перегруппироваться после протестантской Реформации, и этот исторический контекст оказал неизгладимое влияние на его личное и творческое развитие.

Отец Караваджо умер от чумы, когда художнику было всего 6 лет. В возрасте 13 лет Караваджо поступил в ученики к миланскому художнику Петерцано, который обучил юношу основам ремесла, таким как приготовление пигментов, смешивание цветов, основам рисования и анатомии. Беспрецедентный натурализм, которым был отмечен зрелый стиль Караваджо брал свои корни здесь: в искусстве региона Ломбардия была заметно натуралистическая тенденция, и историк искусства Хелен Лэнгдон предполагает, что Петерцано, возможно, поощрял молодого Караваджо учиться и брать вдохновение у самой природы.

Еще молодым человеком Караваджо переехал в Рим в 1592 году, где провел свои первые годы в крайней нищете, рисуя для открытого рынка. Его карьера получила столь необходимый толчок, когда влиятельный любитель искусства кардинал дель Монте взял молодого художника под свое крыло и стал его первым постоянным покровителем. Благодаря влиянию кардинала дель Монте в возрасте 24 лет Караваджо получил свой первый крупный публичный заказ на три картины в капелле Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Этот триптих сцен из жизни святого Матфея представляет собой своего рода первый манифест натурализма и привлек огромное внимание общественности, а также общественный и критический резонанс из-за их беспрецедентного натурализма и драматической дымчатой светотени (контраст между светом и тьмой).

Караваджо привлекал к себе подавляющую долю яростных критиков и врагов: в социальном плане он был воинственным, грубым, жестоким и, наконец, смертоносным вспыльчивым человеком, а в художественном отношении - смелым нарушителем правил, игнорировавшим классические правила искусства. В то же время, однако, его способность изображать религиозные сцены с уникальной доступностью и самыми человечными чувствами и эмоциями служила бесценным источником вдохновения для художников на протяжении веков, включая таких мастеров, как Рубенс, Веласкес и Рембрандт.

Его работы вызывали столько споров в свое время (и спустя столетия) из-за их совершенно новаторского, революционного стиля. Интенсивные, драматические контрасты светлого и темного, решительный реализм, тщательное внимание к натуралистическим деталям и доступные, реалистичные модели отличают картины Караваджо от всех мастеров, которые ему предшествовали.

Первые известные картины Караваджо датируются его приездом в Рим в 1592 году. В эти первые годы становления своей карьеры, он был очень беден и писал в основном небольшие жанровые сцены, автопортреты и натюрморты, чтобы заработать деньги на жизнь.

Начиная с 1595 года карьера Караваджо пошла вверх, когда влиятельный кардинал дель Монте, как упоминалось выше, поселил его в своем дворе. Молодой художник писал картины для кардинала и, пользуясь его связями, получал высшие заказы от самых богатых меценатов и коллекционеров Рима.

Композиции художника стали более сложными и содержали различных персонажей. Кроме того, картины Караваджо за это время стали темнее.

В 1599 году кардинал дель Монте использовал свое влияние, чтобы получить для Караваджо его первый крупный заказ: украшение капеллы Контарелли. Эти три картины, изображающие сцены из жизни святого Матфея, стали триумфальным (и противоречивым) вторжением Караваджо на римскую художественную сцену.

Заказы посыпались после 1600 года, несмотря на непростой нрав Караваджо, проблемы с законом и стремительно растущие цены. На этом этапе своей карьеры художник создал множество религиозных произведений с более крупными и сложными аранжировками.

В некотором отношении искусство Караваджо соответствовало духу Контрреформации: после искусственного упадка маньеризма церковь искала более простое, более прямое искусство, которое максимально воздействовало бы на эмоции.

Искусство Караваджо, безусловно, было естественным и прямым, но до крайности, вызывавшим дискомфорт у церкви, поскольку художник изображал священных религиозных деятелей как реальных, простых людей, с босыми ногами и грязью под ногтями.

В дополнение к его радикальному натурализму, другим важным нововведением Караваджо была его интенсивная, тенебристическая светотень, которая придавала его картинам драматический, театральный вид, задавая тон высокой драме итальянского барокко.

В 1606 году Караваджо был вынужден в спешке покинуть Рим, так как он подозревался в совершении убийства, и за его голову была назначена награда. В это время сильного страха и личных травм картины Караваджо достигли предела тьмы и отчаяния. Сосредоточив внимание на религиозных сюжетах и портретах, его работы были мрачными и тревожными.

Стиль и техника.

Кто или что повлияло на Караваджо?

Караваджо славился пренебрежением к творчеству других художников, в том числе мастеров Возрождения и античности. Уверенный в себе бунтарь утверждал, что превзошел всех остальных художников и рисовал исключительно с натуры. Однако более пристальный взгляд на картины Караваджо показывает, что даже он не был застрахован от стилистического влияния.

1. Микеланджело.

Даже Караваджо не мог устоять перед уроком великого мастера эпохи Возрождения Микеланджело. У Караваджо было достаточно возможностей наблюдать работы Микеланджело по всему Риму, особенно в Сикстинской капелле. Влияние Микеланджело ясно видно в «Призвании святого Матфея» Караваджо, где рука Христа является точным отражением руки Адама.

2. Леонардо да Винчи.

Ни один преуспевающий итальянский художник не мог бы рисовать без каких-либо следов да Винчи в своих работах, намеренно это было или нет. Одним из примеров является "Медуза" Караваджо, которая была заказана кардиналом дель Монте, работавшим на семью Медичи в Риме.

Другой широко цитируемый пример влияния да Винчи очевиден в картине Караваджо «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Здесь гротескно напряженное лицо старой ведьмы, держащей мешок вместо головы Олоферна, несомненно, напоминает карикатуры да Винчи.

3. Дюрер.

Хотя этот гений Возрождения был уроженцем далекой Германии, его влияние распространилось и на Италию. Караваджо мог знать творчество Дюрера благодаря свободно циркулировавшим копиям его гравюр.

4. Северное искусство.

Особенно в своих ранних работах Караваджо демонстрирует замечательное умение создавать натюрморты, особенно фрукты и цветы, что видно в таких работах, как «Корзина фруктов », «Вакх» и «Лютнист». Этот стиль был "привезен" в Италию с роскошными картинами с фруктами и цветами, которые изобиловали в голландском и фламандском искусстве, особенно в работах таких художников, как Питер Артсен и Иоахим Беккелер.

Эти работы стали популярными в северной Италии в конце 16 века и могли быть известны Караваджо по гравюрам.

Последователи Караваджо.

В то время как его стиль шокировал художественную элиту того времени, картины Караваджо в равной степени вдохновляли молодых, подающих надежды художников Рима. Эти художники стали известны как Караваджисты и были разбросаны по всей Европе, от Рима и Неаполя до Нидерландов и Франции. Некоторые даже предполагают, что такие великие мастера, как Рубенс и Веласкес, также находились под влиянием этого гения итальянского барокко.

Римские Караваджисти.

В частности, Орацио Джентилески, его дочь Артемезия Джентилески и Бартоломео Манфреди, - эти художники были особенно активны в годы после смерти Караваджо в 1610 году.

Однако Караваджисты в некоторых существенных аспектах отошли от стиля мастера. В то время как одним был относительно близок трезвый дух произведений Караваджо, другие Караваджисты, такие как Манфеди, отклонились от жанровых сюжетов и стали создавать экстравагантные, шутовские персонажи, подобные которым сам Караваджо никогда бы не изобразил.

Караваджизм продолжался до 1620-х годов, пока это движение угасло, поскольку воцарился более классический стиль Аннибале Карраччи.

Утрехтские Караваджисты.

Когда группа молодых художников (включая Генриха Тер Брюггена, Геррита фон Хонтхорста и Дирха ван Бабюрена) совершила паломничество в эту художественную Мекку в первые годы XVII века, они столкнулись лицом к лицу с шедеврами Караваджо и создали Утрехтскую Караваджистику.

В целом произведения утрехтских караваджистов намного легче своих римских собратьев в прямом и переносном смысле. Эти художники берут те же темы, что и в работах Караваджо, и толкают их в область грубого юмора с более откровенно морализирующими намерениями.

Французские Караваджисты.

Французские интерпретации Караваджо, пожалуй, самые странные. Интерпретация Симона Вуэ «Гадалка», например, представляет собой полунелепую, непристойную версию модели Караваджо, сохранив только тему итальянского мастера и интенсивную светотень.

Тематическое и стилистическое сходство произведений Жоржа де ла Тура и Караваджо неоспоримо. Например, «Гадалка» Де ла Тура имеет композицию, аналогичную картине Караваджо, и, кроме того, имеет общий нейтральный фон и внешний источник света, исходящий из верхней левой части плоскости изображения. С другой стороны, причудливая одежда, еще более странные, геометризированные лица, жесткие позы и общая жуткость — все это принадлежит ла Туру. Знаменитая светотень Караваджо - это то, что наиболее заметно в творчестве ла Тура.

Испанский художник эпохи барокко Франсиско де Сурбаран, также имеет что-то от Караваджо в своих работах, в их интенсивной светотени, ограниченной, сдержанной палитре и простых, часто однофигурных композициях.

Критическое восприятие Караваджо.

Микеланджело Меризи де Караваджо — настоящий представитель succs-de-scandale (успех от скандала), художник, чья тлеющая страстная, бурная личная жизнь затмевается только его революционным и захватывающим дух творчеством. Благодаря своему беспрецедентному натурализму и безошибочному таланту передавать игру света и тьмы Караваджо произвел революцию в итальянском искусстве и проложил путь итальянскому барокко 17-го века.

История критического восприятия Караваджо почти так же увлекательна, как и жизнь самого художника.

Имеющий репутацию «антихриста живописи», скандальная жизнь Караваджо держала его имя на слуху, но его настоящий талант принес ему достойное место в истории искусства. Художник-революционер, Караваджо игнорировал правила, которым следовали художники прошлого века, и вместо этого развил любовь к реализму, а его эмоциональная прямота была непревзойденной.

Караваджо сыграл ключевую роль в определении итальянского искусства 17 века и при жизни был успешным художником. После его смерти он был в значительной степени забыт, но новый интерес к его творчеству возник в 20 веке, когда начинающие художники перенимали его методы и подражали его стилю. Караваджизм оказал глубокое влияние на мир искусства и художников, на которых прямо или косвенно повлиял Караваджо, включают Рубенса, Хальса , Рембрандта, Вермеера, Веласкеса и Бернини.

Современные биографы, а также общедоступные записи дают захватывающий портрет этого часто беспокойного художника. В одной заметке 1604 года описывается Караваджо, который «после двухнедельной работы будет хвастаться этим в течение месяца или двух, ходить с мечом на боку и слугой, следующим за ним, от одной площадки для игры в мяч к другой, всегда готовый вступить в бой, драку или спор, так что ужиться с ним крайне тяжело».

Караваджо, несомненно, одна из самых загадочных, интригующих и бунтарских личностей в истории искусства.

Вам также может быть интересно