Творчество и жизнь Джованни Лоренцо Бернини

Творчество и жизнь Джованни Лоренцо Бернини

Полное имя: Джованни Лоренцо Бернини Дата рождения: 07 декабря 1598 г.

Дата смерти: 28 ноября 1680 г. Художественное движение: барокко

Родной город: Неаполь, Италия

Мир искусства никогда не будет прежним после прихода звездного скульптора Джана Лоренцо Бернини. В течение жизни, отмеченной головокружительными высотами (включая рыцарство и тесную дружбу с папами и членами королевской семьи), а также самыми мрачными падениями (драматические профессиональные неудачи и убийственно бурная любовная жизнь), Бернини навсегда изменил лицо города Рима, и единолично запустил стиль, который будет доминировать в итальянской скульптуре 17-го века.

Джан Лоренцо Бернини, провозглашенный многими при жизни наследником Микеланджело, работал в основном с постоянным успехом у критиков. Будучи одним из выдающихся архитекторов стиля барокко, Бернини, естественно, имел немало преданных последователей. От современников, которые работали непосредственно под его началом или соревновались с ним за заказы, до современных художников, которые вдохновлялись его использованием эмоционального мультимедийного дизайна, - множество художников могут поблагодарить Бернини за развитие своих собственных стилей.

Однако в ответной реакции на барокко, которая произошла с появлением неоклассицизма, похвалы сменились более резкой критикой. Репутация Бернини была восстановлена только во второй половине 20-го века, и сегодня он признан одним из самых ярких гениев в истории западного искусства.

Художественный фон

Карьера Бернини охватывает вершину итальянского барокко. Искусство барокко тесно связано с религиозным и политическим контекстом Италии 16-го и 17-го веков: после протестантской Реформации католическая церковь начала свою собственную Контрреформацию, чтобы подтвердить свою власть и привлечь больше последователей к вере. Для этого руководители церкви призывали к художественным зрелищам, которые пленяли бы внимание, возбуждали чувства и возвышали душу. Поэтому, искусство барокко тяготеет к массовости, драматизму, театральности.

Скульптуры Бернини узнаваемы благодаря своей привлекательной драматичности, динамизму, напряжению, текстуре и натурализму. Последние два критерия (фактура и натурализм), пожалуй, наиболее характерны для Бернини: никто не может заставить камень передавать мягкую кожу, вьющиеся волосы или сморщенную ткань так, как это делает Бернини. Его скульптуры также уникальны тем, что он уделяет пристальное внимание эффектам света и тени, эффектам, которые традиционно более важны для художника, чем для скульптора. Многие элементы стиля Бернини показывают влияние маньеризма и эллинистической скульптуры.

Ранние годы

Практически с момента его рождения в Неаполе в 1598 году, Пьетро Бернини, скульптор и отец будущего гения, был полон решимости передать свое искусство своему сыну. В 8 лет Джан Лоренцо был взят отцом в Рим, где они были удостоены аудиенции у папы Павла V, который, по легенде, объявил мальчика следующим Микеланджело.

Бернини уже зарекомендовал себя как выдающийся художник к позднему подростковому возрасту, когда он получил свои первые крупные заказы от любителя искусства кардинала Шипионе Боргезе. Ранние работы, выполненные для кардинала, снискали Бернини такое признание, что посыпались похвалы и заказы. В 1621 году Бернини был посвящен в рыцари, а в 1629 году он был назван официальным архитектором собора Святого Петра, что является одной из самых высоких наград, которые только мог желать художник того времени. Лоренцо много вращался в папских и королевских кругах, и им горячо восхищались даже за пределами Италии.

Средние годы

Ситуация изменилась к худшему, когда серия событий в его личной и профессиональной жизни привела к тому, что художник попытался убить собственного брата и жестоко изувечил лицо своей женатой любовницы в 1640 году, после того как обнаружил, что у этих двоих был роман. Кроме того, в 1646 году колокольню, созданную Бернини для фасада собора Святого Петра, пришлось снести после того, как на ней образовались вызывающие тревогу трещины, и позор этой неудачи оказался для художника почти непосильным: современные источники говорят, что Бернини принял обет и постился почти до смерти.

Преклонный возраст

Бешеный успех «Экстаза святой Терезы» немедленно возродил карьеру Бернини, и художник продолжал пользоваться успехом и популярностью вплоть до своей смерти в 1680 году.

Стиль и техника Бернини

Как из-за религиозного рвения самого Бернини, так и из-за того, что большинство его заказов давалось религиозными деятелями, большая часть его работ была религиозной тематики. Однако, возможно, из-за влияния классических коллекций Сципиона Боргезе, одного из его первых покровителей, Бернини также проявлял стойкий интерес к мифологическим персонажам. Кроме того, благодаря покровительству, которым он руководствовался, Бернини выполнил серию портретов, как в нарисованных формах, так и в виде скульптурных бюстов.

Определяющие характеристики

  1. Композиция - Опираясь на влияние художников-маньеристов, Бернини создал закрученные, динамичные композиции в своих скульптурах, которые должны были рассматриваться со всех сторон, приглашая зрителя стать частью сцены.
  2. Драматический замысел - Бернини известен тем, что изображает самый острый момент в истории и передает это событие максимально драматично, с помощью бурных движений, эмоциональных выражений лица и технического мастерства.
  3. Фактура - Будь то вздымающиеся завихрения ткани, роскошно вьющиеся пряди волос, тщательно прорисованные листья, шероховатость коры дерева или податливая мягкость кожи, Бернини уделял большое внимание фактуре в своих скульптурных работах.
  4. Натурализм - Хотя его фигуры всегда несколько идеализированы, как усовершенствованная версия реальности, Бернини удается наделить их индивидуальными чертами и наполнить человеческими эмоциями, и он никогда не пренебрегает тщательными деталями, которые помогают оживить его скульптуры.
  5. Движение - От спиралевидных колонн Балдахина, устремляющих взгляд к небу, до трепета ткани на его портретных бюстах, все его работы создают ощущение остановленного момента неподвижности в безумии движения.
  6. Отличительные черты - Благодаря сочетанию скульптуры, архитектуры и живописи он создал новое представление о том, что может включать в себя произведение искусства.

Стиль и техника

Хотя Бернини и барокко вместе с ним вышли из моды на долгое время, в 20 веке Бернини был «заново открыт» как настоящий мастер реализма и эмоций, завоевав новое уважение и влияние на новое поколение художников, что продолжается и по сей день.

Тадао Андо

В частности, судя по архитектурным работам Бернини можно сказать, что он значительно опередил свое время, объединив живопись, скульптуру и само архитектурное произведение в одно мультимедийное, мультисенсорное произведение, предназначенное для игры на чувствах зрителя. Эту концепцию архитектуры можно рассматривать как влияние на современных архитекторов, таких как Тадао Андо, который известен своими собственными работами, исследующими идею архитектуры как художественного творчества.

Используя эффекты естественного освещения и геометрию, Андо стремится к тому же всеобъемлющему эмоциональному эффекту, который Бернини делал в своих работах, таких как «Экстаз святой Терезы».

Ли Бонтеку

Одна из первых женщин-художников, добившаяся большого признания в 1960-х годах, скульптура Бонтеку берет пример с Бернини в своих богато украшенных деталях, придавая современный оттенок барокко. Созданные из мультимедийных материалов, начиная от проволоки и сетки и заканчивая пластиком, ее работы приобретают эмоциональную глубину, будь то абстрактные или реалистичные сюжеты.

Последователи

Франческо Кейроло

Впечатленный виртуозностью Бернини в изображении различных текстур в скульптуре, Кейроло поднял реализм на головокружительные новые высоты.

Многие художники в Италии в то время либо учились, либо подражали стилю Бернини, хотя ни один из них не мог сравниться с его индивидуальным блеском и уникальными способностями. Насыщение рынка чрезмерно сложными скульптурами неизбежно привело к ответной реакции, ведущей к сдержанным ценностям неоклассицизма.

Джованни Баттиста Фоджини

Родившийся во Флоренции, но получивший образование в Риме в 1670-х годах, Фоджини продемонстрировал глубокое влияние стиля барокко, впервые созданного Бернини. В его рельефах для часовен по всему городу видна та же плавность движения и внимание к декоративным деталям, что явно является побочным продуктом влияния Бернини.

Алессандро Альгарди

Еще одним выдающимся скульптором в стиле барокко, работавшим в то же время, что и Бернини, был Алессандро Альгарди. Демонстрируя тот же эмоциональный стиль скульптуры, с интенсивностью драматического действия в выражениях лица и напряжением в физических позах, композиции Альгарди были наполнены тем же натурализмом и навязчивым вниманием к деталям. К сожалению, в последние несколько десятилетий своей жизни он изо всех сил пытался соответствовать Бернини, который получал все же большинство важных заказов по милости семей Боргезе и Барберини.

Критический прием

При жизни Бернини был звездой в мире искусства, не испытывая недостатка в заказах, к большому неудовольствию других художников и подражателей. Говорили, что он достиг новой концепции реальности благодаря своим интенсивным деталям и украшениям и считался «новым Микеланджело». Он был одним из самых уважаемых и востребованных художников с самой высокой репутацией. Итальянские и французские современники хвалили его подробными биографиями, уверенные в том, что среди них живет гений.

Тем не менее, с подъемом неоклассицизма в конце 1700-х - 1800-х годах в воздухе витало определенное антибарочное настроение, когда критики той эпохи набрасывались на кажущийся декаданс, чрезмерный эротизм и то, что считалось неискренними эмоциями движения. Неоклассицизм основан на принципах чистоты и возврата к идеалам формы и подавления эмоций, примером которых являются произведения Древней Греции и Рима.

История искусства, как она известна сегодня, была в основном сформирована немецким историком и археологом Винкельманом. Его значительное предубеждение против барокко в целом и Бернини в частности передалось последующим поколениям искусствоведов.

Английский художник и мыслитель сэр Джошуа Рейнольдс обвинил Бернини в том, что он «дешевый колдун», который ввел в заблуждение и обманул зрителя своим техническим мастерством и «предал» внутренние качества камня, заставив его выглядеть как кожа, ткань или листья. Рейнольдс считал, что такие иллюзионистские эффекты больше подходят для живописи, чем для скульптуры.

Поэт, искусствовед, влиятельный мыслитель и соотечественник Джон Раскин охарактеризовал работы Бернини как лишенные религиозного чувства и грубо чувственные. Об «Экстазе святой Терезы» он сказал, что «ложному вкусу и низменному чувству невозможно опуститься ниже».

Только во второй половине 20-го века такие важные историки искусства, как Говард Хиббард и Дональд Познер, пересмотрели период барокко, и критическая волна снова взволновалась, на этот раз в пользу Бернини.

Влиятельный искусствовед Рудольф Виттковер, пожалуй, больше всего способствовал возрождению интереса к творчеству Бернини. Опубликовав в 1955 году книгу «Бернини: скульптор эпохи барокко», он убедительно обосновал влияние и художественные достоинства художника, которого высмеивали и даже забыли в течение нескольких предыдущих столетий. Это вызвало новый интерес к Бернини, и было создано множество выставок, лекций и публикаций о Бернини и его новаторской скульптуре в стиле барокко. Туризм в Риме благодаря этому только усилился, и его работы стали привлекать большое количество людей.

Вам также может быть интересно