Александр Андреевич Иванов – картины и биография

Александр Андреевич Иванов, картины художника и его биография
Александр Андреевич Иванов
1806-1858

Известные картины

Биография и факты о художнике

Настоящее имя: Александр Андреевич Иванов

Дата рождения: 16 (28) июля 1806 г.

Дата смерти: 3 (15) июля 1858 г.

Художественное движение: классицизм, романтизм, академизм.

Родной город: Санкт-Петербург, Российская империя.

Художник, чья зарубежная пенсионерская поездка затянулась на 28 лет, создатель крупномасштабного полотна, в которое было вложено целых 20 лет труда, – это Александр Иванов.

Его часто называют автором одной картины, что, конечно, неверно. У него были и другие произведения, поражавшие современников блестящим исполнением, но не такие значительные по размерам и срокам создания. Тем не менее они были весьма зрелыми и мастерски написанными.

Художественный фон картин Иванова

Творчество Иванова пришлось на период главенствования классицизма и академизма. Классицизм отражает стремление человека к красоте и идеалам, находящимся вне времени, а также к простоте и ясности содержания. Вдохновение представители течения черпали в античной культуре и религиозных текстах – они положены в основу многих произведений.

На этой базе развился академизм, основанный на обязательном следовании сложившимся традициям, ставших впоследствии основой классического художественного образования. Академисты противопоставляли себя реалистическому искусству, занимаясь изображением идеализированных форм красоты и античных сюжетов. Высоко ценились исторический жанр, портреты и библейские сцены.

Александр родился 16 (28) июля 1806 г. в столице Российской империи. Отцом был профессор живописи А.И. Иванов, имевший также один из высших чинов Академии художеств – адъюнкт-профессор исторического класса.

Начальное образование мальчик получал дома, особое внимание уделялось рисованию, т.к. отец рассчитывал, что сын пойдет по его стопам. В 11 лет юноша был зачислен в Академию и учился главным образом под покровительством отца и при поддержке Общества поощрения художеств. Его педагогами были крупные представители классицистической школы А.Е. Егоров и В.К. Шебуев.

Ученик довольно быстро освоил академическое рисование и основные техники. Во время учебы за особые успехи был награжден 2 серебряными медалями, малой золотой и большой золотой медалями. Учебное заведение он окончил в звании художника XIV класса.

Общество поощрения способствовало зарубежной поездке Иванова, предварительно заказав у него картину про подвиг Беллерофонта, сына коринфского царя (по древнегреческой легенде). В это же время он сделал несколько рисунков в натуральную величину карандашом и мелом с античных статуй.

Художник в 24 года отправился в Европу, побывал в Дрездене, после чего приехал в Рим. Здесь он занимался копированием итальянских классиков, писал эскизы на библейские сюжеты. По заданию Общества изучал памятники искусства. Усердно штудировал Священное писание. Сильное впечатление произвели работы М. Буонарроти. На этом фоне у него появились мысли о создании полотна, показывающего приход Мессии к людям.

Задача представлялась довольно масштабной, и для тренировки он выбрал сцену появления Иисуса Марии Магдалине после воскресения. Картина принесла успех и в Италии, и в России. За нее 30-летний мужчина получил звание академика и продление пансиона на 2 года. После этого он решился на сотворение «Явления Христа народу» и создал множество набросков для подготовки к большому формату. Его создание заняло целых 20 лет. Оно писалось в Риме, в мастерской автора. Общество поощрения одобрило эскиз и выделило денежное пособие. Помимо богословских работ, он пробовал себя в бытовом и пейзажном жанрах.

Мастерскую посещали цесаревич Александр Николаевич и поэт В.А. Жуковский. Они одобряли написание картины и также назначили Иванову пенсионерское содержание на 3 года.

Когда живописцу было 42 года, он закрыл доступ в студию для посетителей. Он был расстроен из-за неудачных любовных отношений. Он отстранился от окружения. Его сопровождали финансовые вопросы: денег было мало. Нужда негативно сказывалась на здоровье. В частности, у него болели и гноились глаза: влияло длительное напряжение во время процесса написания.

Через 10 лет Иванов вернул возможность посещения мастерской, надеясь получить пожертвования от гостей. Многим было интересно посмотреть на долго создаваемое полотно. Вдовствующая императрица выделила мастеру деньги на лечение. Он отправился в путешествие в Германию и Францию, по окончании которого принял решение оставить свою грандиозную работу в том виде, как она была, хотя и не был полностью доволен. Его вдохновляли мысли о новых сюжетах и проектах.

Незадолго до смерти живописец представил «Явление Христа народу» в Санкт-Петербурге. В целом его приняли хорошо, но не все отзывы были положительными. Император Александр II купил полотно и удостоил автора пожизненной пенсии.

Иванов умер 3 (15) июля 1858 г. от холеры в возрасте 51 года. Он был погребен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря. В 1936 г. останки были перемещены в Некрополь мастеров искусств – кладбище при Александро-Невской лавре. Жены и детей у него не было.

«Явление Христа народу»

«Явление Христа народу»– программное крупномасштабное полотно. Второе название – «Явление Мессии». Его размер составляет 540х750 см. Оно представлено в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Сюжет основан на событии из первой главы Евангелия от Иоанна: появлении Иисуса во время крещения людей в реке Иордан. На центральном плане расположен Иоанн Предтеча, он указывает на идущего Спасителя.

Автор хотел показать положение людей и их реакцию в «в решающий, определяющий судьбу момент»– через это раскрывается содержание полотна. Он очень тщательно подходил к воплощению своего замысла, многократно подправляя отдельные элементы.

Литературный критик С.П. Шевырев подмечал, что живописец работал медленно и вдумчиво, до тех пор, пока лицо изображаемого персонажа не передавало мысли души и нужную глубину эмоций.

О результате положительно отзывался художественный критик В.В. Стасов: он считал, что в русском искусстве не было ничего подобного. В восхищении был И.Е. Репин: «самая гениальная и самая народная русская картина». Искусствоведа М.В. Алпатова впечатлило множество психологических оттенков духовной жизни изображенных лиц. Другие творческие деятели также высоко оценили произведение.

После смерти создателя его детище, а также эскизы и этюды были определены в Румянцевский музей, а после его реорганизации – в Третьяковскую галерею. Около 80 подготовительных рисунков находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Последователи художника

Среди учеников Александра Андреевича был Иван Савельевич Шаповалов – художник-мозаичист. Сын крепостного крестьянина Полтавской губернии, за недюжинный талант был отправлен на учебу в Италию, где с ним также занимался Рафаэль Даурия. Иван изучал итальянскую литературу и живопись и делал большие успехи. Начал заниматься мозаикой по приказу Николая I: он хотел создать копию декораций из Собора Святого Петра. Через несколько лет было утверждено Императорское мозаичное заведение. Таким образом Шаповалов и его коллеги заложили прочный фундамент для развития мозаики в России. Он обучил плеяду талантливых мозаичистов.

Картины Иванова, их стиль и техника

Невероятно мощные произведения, вызывавшие неоднозначные оценки и даже споры, стали возможными благодаря таким факторам:

1. Талант с детства

Александр рос в семье крупного художника, поэтому его жизнь изначально была связана с живописью. Он проявлял свои способности с довольно раннего возраста, много тренировался и имел успехи.

2. Академическое образование

Укрепить и раскрыть навыки помогла учеба в Академии художеств. Иванов-студент прекрасно писал учебные работы.

3. Стремление к совершенству

Мастер всегда стремился достичь идеала, поэтому его картины можно считать безупречными. Особенно это проявилось в «Явлении Мессии», претерпевшей множество правок.

Интересные факты

  • Александр еще в период учебы настолько ярко проявил свой талант, что некоторые преподаватели подозревали, что за него пишет отец.
  • Иванов много общался с писателем Н.В. Гоголем, с которым встретился в Италии, советовался с ним насчет персонажей «Явления Христа народу» и даже создал один из самых известных портретов Николая Васильевича.
  • Формат шедевра про Иисуса создал трудности при перемещении из Рима в Санкт-Петербург: были задействованы железнодорожный и морской виды транспорта. Перевозку сопровождали таможенные неурядицы, автор не смог полноценно сопровождать груз, но в итоге произведение благополучно добралось до столицы.
  • Для размещения работы в Третьяковской галерее пришлось делать пристройку со специальным залом.
  • После начала Великой Отечественной войны «Явление Мессии» было эвакуировано в Новосибирский театр оперы и балета и возвращено в Москву в ноябре 1944 г. Из-за большого размера холст не влезал в товарный вагон, и его везли на 2 открытых платформах, накрыв сверху брезентом.
  • Этюд «Голова раба» продали на шведском аукционе в 2006 г. за 1,4 млн евро.
  • В честь художника выпускались памятные марки и монеты.

Критическое восприятие Иванова

Искусствоведы полагают, что эскизы к «Явлению Христа народу» в некотором роде предвосхитили появление импрессионизма за полвека до его зарождения. В набросках живописец дал себе больше свободы, чем позволяла классика, хотя формально не выходил за рамки академизма. Он не позволял себе новаторство, но все-таки естественным образом заложил основу для изменений в технике. Тем более он считал, что академические правила становятся слишком грузными.

Александр Андреевич объединил свежий, живой цвет с классически прекрасной формой, что не имело аналогов в европейском искусстве. Его мастерство обогатило наследие русской живописи. Он передавал неповторимое своеобразие каждой формы, сложность и многообразие окружающего мира.

Творчество Иванова заключает в себе бесценное наследие античной культуры, в которой он пытался найти красоту, при этом пропуская ее через христианский взгляд.

Труды живописца до сих пор вызывают восхищение выверенностью, стремлением дойти до совершенства, психологизмом и живостью.

Заказать копию картины – художник Александр Андреевич Иванов, реплика или репродукция

Если вы хотите купить копию картины, автором которой является Александр Андреевич Иванов или другой известный художник, вы можете создать заказ на работу для художника на нашей бирже.

Сотни профессиональных художников предложат вам свои услуги. Выберите наиболее подходящий вариант по цене и качеству.