Алексей Гаврилович Венецианов – картины и биография
Биография и факты о художнике
Полное имя: Алексей Гаврилович Венецианов
Дата рождения: 7 (18) февраля1780 г.
Дата смерти: 4 (16) декабря 1847 г.
Художественное движение: классицизм, романтизм.
Родной город: Москва.
Живописец, бросивший государственную службу, чтобы полностью посвятить себя крестьянскому жанру и его романтике, ставший ненадолго официальным придворным художником и подготовивший плеяду преемников, – это Алексей Венецианов.
Он считается одним из первых авторов, ушедших от строгих академических канонов и представивших искушенному зрителю быт простых людей. Так он способствовал зарождению жанровой живописи в России. Он сознательно поднял бытовые сцены до уровня полноправного жанра. Также внес значительный вклад в развитие портрета, создав целую галерею изображений молодых крестьянок. Он научил публику видеть красоту в жизни крестьянства и поэтизировал эти образы.
Картины Венецианова и их художественный фон
В России главенствовали правила Академии художеств, которые предполагали классическое изображение с определенными принципами. Тем временем в Европе зарождался романтизм. В частности, на многих художников повлияло движение бидермайера, распространенного в Германии и Австрии.
Авторы, примкнувшие к нему, отличались по историко-культурным условиям и национальными традициям, но их объединяло сопротивление официальному искусству и академизму. Для их эстетики характерна камерность, обращенность к миру семьи, спокойной повседневной жизни. Восхитившись работами Ф. Крюгера, Венецианов создал подобные сюжеты о крестьянстве.
Алексей родился 7 (18) февраля1780 г. в Москве. Отец занимался торговлей саженцами и цветочными луковицами, а также картинами самоучек, был купцом 2-й гильдии. Мать – дочь московского купца. Мальчик получал образование в Московском пансионе.
Юноша рано проявил интерес к изобразительному искусству и учился живописи самостоятельно, а также у художника, имя которого утеряно. Писал лирические портреты.
После окончания пансиона Венецианов пошел на службу в Чертежное управление, а в 27 лет поступил землемером в лесном ведомстве в Петербурге. Параллельно он занимался рисованием, в основном создавал портреты пастелью. Позже он перешел в Канцелярию директора почт: здесь не было командировок, и свободное время можно было отдать творчеству. Часто посещал Эрмитаж, тщательно копируя произведения. Познакомился с крупным мастером-портретистом В.Л. Боровиковским, который давал ему уроки.
Через 2 года он запустил карикатурный журнал, который быстро запретили, читатели тираж так и не увидели.
Еще через год мужчина перешел в Департамент государственных имуществ Министерства финансов.Он очень хотел получить признание Академии художеств и представил на их суд автопортрет, который был одной из лучших работ на то время. Таким образом, в 31 год Алексей стал «назначенным в академики» Императорской Академии, а после того, как написал по заданию портрет инспектора Воспитательного училища Академии К.И. Головаческого, стал академиком. Популярность живописца в столице росла, он работал на заказ.
Во время Отечественной войны 1812 г. делал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Это были совместные работы с И.И. Теребневым.
Мужчина в 35 лет женился на Марфе Афанасьевне Азарьевой, дочери небогатых дворян. Погостив у родителей жены в деревне под Тверью, сильно впечатляется крестьянской жизнью и красотами природы, столь непривычными для городского жителя. В браке родились 2 девочки – Александра и Фелицата. Первая стала художницей и автором мемуаров об отце.
В 39 лет художник оставил государственную службу, чтобы посвятить себя только живописи, и переехал с женой и дочерями в Тверскую область, деревню Сафонково. Там он занимался развитием крестьянского жанра и основал свою школу. Люди не позировали автору специально (исключение составляют несколько картин), они занимались привычными делами, носили обычную одежду, трудились в поле, занимались детьми.
Венецианов в возрасте 50 лет по ходатайству князя Петра Волконского получил звание придворного живописца. Он постоянно участвовал в выставках. Его работы имели большой успех, у него было много заказов, в т.ч. на оформление церквей. Картины покупал сам император для коллекции Академии и Эрмитажа. Мастер хотел получить звание профессора в Академии и даже специально создал серию по классическим канонам, но получил отказ. После непродолжительного пребывания в столице продолжил преподавание в своей школе.
Несмотря на успехи, живописца часто подстерегали финансовые проблемы. Бывало, что он еле сводил концы с концами. Много денег у него уходило на школу, также жертвовал средства на деревню – например, на обустройство больницы. Дочери были по факту бесприданницами и с трудом утроились в жизни.
Жизнь художника оборвалась в результате несчастного случая: во время поездки в Тверь на большой скорости ударился головой о верстовой столб. Трагедия произошла 4 (16) декабря 1847 г. Мужчине было 67 лет. Его похоронили на кладбище при деревне Дубровское в Удомельском районе Тверской области. Сейчас она называется Венецианово. На месте гибели стоит памятный крест.
Школа Венецианова
Школа считается одним из самых значительных проявлений романтизма в российской культуре. Туда входила группа художников– учеников и последователей Алексея Гавриловича. Официального статуса учебного заведения школа не имела.
За 20 лет существования из ее стен выпустилось более 70 человек. Многих слушателей Венецианов брал на собственное попечение, из-за чего нередко уходил в долги. Также уговаривал некоторых помещиков дать вольные.
Произведения учеников представлялись на академических выставках наряду с работами самого мастера. Наиболее талантливые получали право заниматься в Академии вольнослушателями. Специализации в школе не было: писались и натюрморты, и пейзажи, и портреты.
В развитии школы большое участие принимал знаменитый поэт и переводчик В.А. Жуковский. Некоторые выпускники стали академиками Императорской академии, что говорит о высоком уровне подготовки. Многие стали портретистами и жанристами, кто-то ушел в преподавание или в смежные сферы: фотография, литография, гравировка.
Наиболее известные и выдающиеся представители: Н.С. Крылов, А.В. Тыранов, К.А. Зеленцов, Л.К. Плахов, Г.В. Сорока, С.К. Зарянко, М.С. Эрасси.
Картины Венецианова их стиль и техника
На уникальное творчество и наследие Алексея Гавриловича повлияли такие факторы:
1. Самообразование
Венецианов нигде не получал специального образования, только брал частные уроки. Отсутствие диплома не помешало ему укрепить таланты и добиться успеха, стать академиком живописи и оставить значительный след в истории изобразительного искусства. Важную роль сыграло его стремление к развитию и достижению совершенства.
2. Интерес к крестьянской жизни
Деревенские сюжеты составляют значительную часть наследия мастера. Он преподносил эти сцены с любовью и романтичными нотками. Он максимально точно передавал обстановку, показывая жизнь крестьян со всех сторон.
3. Ломка устоявшихся правил
Такие картины никак не вписывались в правила Академии, и Алексей открыто нарушал их, становясь новатором, зародившим бытовой жанр.
4. Педагогический талант
Он смог подготовить десятки последователей, многие из которых добились больших успехов на художественном поприще. Надо отметить, что педагогические методы не находили отклика в Академии, тем не менее, они принимали к себе способных занимающихся.
Интересные факты
- Род художника имел греческие корни. Прадед с женой и сыном переехали в Россию и обосновались в Нижегородской области, где получили прозвище «Венециано», давшее начало необычной фамилии.
- Художник занимался исследованием перспективы и светотени и даже написал теоретическую статью «Нечто о перспективе». Кроме того, во время работы над картиной «Гумно» он велел выпилить стену в здании, чтобы добиться нужных эффектов и показать все пространство.
- Помимо картин Венецианов создавал иконы, а также работал в технике литографии и пастели.
- Один из принципов работы над произведением – натурализм. Живописец писал: «Ничего не изображать иначе, как только в натуре, что является повиноваться ей одной».
- Считается, что начало русскому бытовому жанру положило полотно «Очищение свёклы», изображающее группу детей. Император купил его за 1000 руб.
- Есть версия, что художника убили крепостные-родственники девушек, которые были моделями, но достоверных доказательств набрано не было.
Критическое восприятие Венецианова
Национально-романтический стиль, проработанным Алексеем Гавриловичем, имел большое значение в живописи и повлиял на другие виды искусства. По мотивам его картин создавались фарфоровые статуэтки. Влияние этого стиля можно отметить у З.Е. Серебряковой и К.С. Петрова-Водкина и других мастеров второй половины XIX - начала XX вв.
Русский писатель и издатель П.П. Свиньин писал: «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких его сердцу и нашему, – и совершенно успел в том.» Также он упоминал, что картины притягивают правдивостью и оттого очень любопытны.
Венецианов первым поэтизировал крестьянский быт и сценки, создал образ сельской России, показав всю красоту природы, русских просторов в теплое время года. Его произведения с неповторимым флёром романтики вызывают положительные эмоции и сегодня.
Заказать копию картины – художник Алексей Гаврилович Венецианов, реплика или репродукция
Если вы хотите купить копию картины, автором которой является Алексей Гаврилович Венецианов или другой известный художник, вы можете создать заказ на работу для художника на нашей бирже.
Сотни профессиональных художников предложат вам свои услуги. Выберите наиболее подходящий вариант по цене и качеству.