Алексей Кондратьевич Саврасов – картины и биография

Биография и факты о художнике
Настоящее имя: Алексей Кондратьевич Саврасов (Соврасов)
Дата рождения: 12 (24) мая 1830 г.
Дата смерти: 26 сентября (8 октября) 1897 г.
Художественное движение: реализм.
Родной город: Москва, Российская империя.
Художник, признавшийся в безграничной любви к родным просторам и впервые показавший их без прикрас, жизнь которого резко ушла вниз после очевидного подъема, – это Алексей Саврасов.
Его картины передают трогательное и нежное отношение к природе, даже если она неидеальна и отражает суровую реальность. Он виртуозно работал с цветом и передачей освещения, что позволило показать различные природные состояния. Он умел добиваться особой прозрачности воздуха.
Алексей Кондратьевич заслуженно признан мастером-пейзажистом. Он стал первооткрывателем жанра лирического пейзажа в России, когда в изображение вложены эмоции. Он сформировал свой уникальный стиль. Как педагог он воспитал многих живописцев, достигших большого успеха.
Художественный фон картин Саврасова
Саврасова считают основателем русского национального пейзажа. Он перешел от академических традиций к реалистическому изображению, показав, что у природы нет парадной формы. Тогда преобладали идеалистические картины, так что манера мастера разительно отличалась от привычного. Тем не менее его холсты были близки каждому зрителю.
Он научился видеть красоту в совершенно обыденном, там, где никто ее раньше не искал. Он показывал прекрасное в природе, смене времен года, когда все просыпается или, наоборот, засыпает. Его любимым сезоном была весна: те моменты, когда зима плавно переходит к теплу, тает снег, деревья воскресают. Эти сцены удавались особенно.
Алексей родился 12 (24) мая 1830 г. Его отец был купцом 3-й гильдии. В течение нескольких десятилетий они указывали свою фамилию как «Соврасов». Еще в семье было 3 дочери и сын.
Художественные таланты мальчика проявили себя еще в детстве. Он занимался самостоятельно, выполняя акварельные рисунки. Отец хотел приобщить сына к коммерции, но вопреки его воле юноша в 14 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Чтобы оплатить занятия, он впервые продал свои работы: они пользовались популярностью у рыночных торговцев. Учился у выдающего представителя романтического академизма К.И. Рабуса. В 20 лет за успехи в учебе был удостоен звания неклассного художника.
Через год молодой человек получил известность за пейзаж с видом Кремля. Во время учебы совершил поездку по югу Российской империи. За прекрасные работы, выполненные в путешествии, его называли «надеждой русского искусства».
Из-за болезни матери и финансовых трудностей студенту пришлось на несколько лет оставить учебу. В 24 года окончил училище в звании академика.Великая княгиня Мария Николаевна приобрела одну из картин для личной коллекции, что привело к росту популярности автора. У него было много заказов на копии мариниста И.К. Айвазовского и европейских пейзажистов. Через 4 года он возглавил пейзажный класс в альма-матер.
В 27 лет мужчина женился на Софье Герц, сестре однокурсника. У них родилось 5 детей, но 3 умерли в младенчестве. В живых остались дочери Вера и Евгения. Брак просуществовал 19 лет.
В 32-летнем возрасте художник совершил зарубежную поездку, посетив Англию, Францию, Швейцарию, Германию. Он познакомился с европейскими мастерами, писал с натуры. В этот период он сделал серьезный шаг к реализму и естественности против прилизанной красоты в искусстве. В художественных кругах эти картины подвергли критике, т.к. от автора ждали запечатления родных мест.
Заложенный перелом в технике развивался в дальнейших холстах: Саврасов показывал русские виды как есть, обыденными, неприглядными, «непричесанными», но неизменно находил в них особенную и удивительную красоту.
Совместно с художником-жанристом профессором Академии художеств В.В. Пукиревым участвовал в создании учебника по рисованию, куда включил свои пейзажи. Учебник стал фундаментальным и до Октябрьской революции 1917 г. использовался во всех государственных школах России.
Период 40-45 лет был весьма плодотворным для живописца. Он участвовал в выставках Товарищества передвижников (был одним из учредителей общества) и экспозициях Академии художеств, а его работы приобретал коллекционер П.М. Третьяков. В поисках вдохновения и новых сюжетов много работал в окрестностях Москвы, но также путешествовал, любил бывать на Волге. В это время появились многие прекрасные холсты, в т.ч. хрестоматийный «Грачи прилетели». Также принимал участие в международных выставках – в Вене и Париже.
После этого этапа мужчина пристрастился к алкоголю. Причин тому было несколько. Несмотря на творческие достижения, денег в семье было крайне мало, и не было своего жилья. Художника съедал внутренний конфликт, жена была недовольна текущим положением, часто возникали ссоры. Он продолжал заниматься творчеством, но произведения становились мрачными и подвергались критике. Брак дал непоправимую трещину, Софья с дочерьми уехала к сестре в Санкт-Петербург. Когда живописцу было 52 года, его уволили из училища и выселили из казенной квартиры. Также его одолевали проблемы со здоровьем.
В 63 года художник начал жить в фактическим браке с Е.М. Моргуновой. У них родились сын и дочь, записанные на фамилию матери. Сын Алексей стал значительной фигурой в русском авангарде, в частности кубофутуризме, далее в соцреализме.
Последние годы Саврасов провел в нужде. Он серьезно страдал алкоголизмом. Его творчество было неровным, в выставках он уже не участвовал. Свои работы он продавал за бесценок, чтобы иметь деньги на еду. Он умер 26 сентября (8 октября) 1897 г. в возрасте 67 лет, находясь в московской больнице для бедных. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Последователи Саврасова
Будучи преподавателем в пейзажной мастерской, Саврасов проявил себя талантливым педагогом. Он подготовил много молодых дарований. Они отмечали его неординарную манеру вести занятия. К примеру, он мог внезапно вывести всех работать на плэнере в хорошую погоду.
Среди студентов мастера были И.И. Левитан, Л.Л. Каменев, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, С.И. Светославский и др.
Левитан продолжил дело любимого учителя – он развивался в сфере пейзажной лирики. Каменев также стал пейзажистом, академиком живописи. Коровин последовал за импрессионистами, был одним из наиболее известных деятелей Серебряного века. Писал в основном пейзажи и портреты. Также преподавал в училище, став наставником для нового поколения художников. Светославский в трудах воспевал Украину.
Нестеров перешел в богословскую тематику, занимался росписью храмов, писал на исторические сюжеты. Самые известные произведения: «Видение отроку Варфоломею», «На горах», «Философы (Флоренский и Булгаков)», портрет скульптора В.И. Мухиной.
Стиль и техника
Труды Саврасова столь уникальны и притягательны, даже эталонны, потому что на автора повлияли такие факторы:
1. Учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества
Будучи юношей, художник смог развить свой талант и укрепить его в профессиональном художественном учебном заведении.Ему повезло попасть в группу к Рабусу. Именно Рабус учил студентов видеть величие и красоту окружающего мира.
2. Любовь к природе
Мужчина, несомненно, искренне любил природу, виды России, смену состояний, что позволяло ему находить красоту в любом моменте, даже кажущимся неприглядным. В создаваемое изображение он вкладывал самые теплые эмоции, поэтому картины отзывались у зрителей.
3. Синтез разных направлений
Свой фирменный стиль живописец создал, отталкиваясь от опыта других мастеров и собственного. Он не подражал европейцам, но взял моменты из техники, которые ему понравились. Также он соединил реализм с романтизмом, добавив чувств в палитру.
Интересные факты
- Алексей стал самым молодым академиком в истории Академии художеств, получив это звание всего в 24 года.
- Восхищенная талантом живописца, княгиня Мария Николаевна пригласила его (единственного из студентов училища) под Ораниенбаум, чтобы он провел лето у нее на даче«для написания видов с натуры». Она была готова оказывать ему всяческую поддержку в Петербурге, но молодой человек предпочел остаться в Москве.
- Холст«Грачи прилетели» создан в с. Молвитино Костромской губернии (ныне пос. Сусанино). На нем показана Воскресенская церковь, в которой с 1988 г. в течение 35 лет располагался музей, посвященный подвигу Ивана Сусанина. После переноса экспозиции в церкви возобновились богослужения.
- Один из заветов Саврасова-педагога звучал так: «Пиши так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно».
- Саврасов изображен на произведении В.Е. Маковского «Ночлежники»: он показан на переднем плане с папкой для рисунков подмышкой.
Критическое восприятие Саврасова
Алексей Кондратьевич стал вдохновителем для многих поколений художников. Ему удалось соединить реализм с романтизмом – таким образом открыл новое направление в пейзажной живописи.
И.И. Левитан указывал: «Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».
Картина «Грачи прилетели» считается в среде специалистов образцовой и хрестоматийной. Она превратилась в символ русского реалистического пейзажа.
Работы Саврасова во всем мире ценятся за лиричность, особую технику мазков, использование светлых тонов и уникальную игру со светотенью, а также неповторимые образы. Синтезировав опыт предшественников и свои впечатления от натуры, автор создал собственные художественные структуры.
Даже по прошествии времени произведения Алексея Кондратьевича греют душу зрителю. Они с успехом экспонируются на выставках и представлены в галереях не только в России, но и за рубежом.
Заказать копию картины – художник Алексей Кондратьевич Саврасов, реплика или репродукция
Если вы хотите купить копию картины, автором которой является Алексей Кондратьевич Саврасов или другой известный художник, вы можете создать заказ на работу для художника на нашей бирже.
Сотни профессиональных художников предложат вам свои услуги. Выберите наиболее подходящий вариант по цене и качеству.



















