Андрей Рябушкин – картины и биография
Известные картины
Биография и факты о художнике
Полное имя: Андрей Петрович Рябушкин
Дата рождения: 17 (29) октября 1861 г.
Дата смерти: 27 апреля (10 мая) 1904 г.
Художественное движение: реализм, историческая живопись.
Родной город:село Станичная слобода, Борисоглебский уезд, Тамбовская губерния, Российская империя.
Талантливый художник, перешедший из иконописи в историческую живопись и с невероятной любовь и теплотой воспевавший простой русский народ, его радости, горести и различные события – Андрей Рябушкин.
Он был автором картин самых разных жанров: он писал портреты, исторические и бытовые сцены, а также пейзажи, на фоне которых разворачивается действие из жизни народа. Он успешно справлялся с этими многоплановыми задачами. К каждой из них он подходил очень ответственно. Для передачи точности он много изучал историю и традиции, а также много наблюдал за крестьянами.
Художественный фон картин Андрея Петровича Рябушкина
Андрей – один из ярких представителей той эпохи развития изобразительного искусства, когда историко-бытовой жанр ставил своей главной задачей возрождать и доносить культурные ценности прошедших эпох, показывать и утверждать красоту ушедшего времени.
Мужчина глубоко погрузился в русскую жизнь: как прошлую, так и современную ему. Он много занимался изучением культуры крестьян. Его воодушевляла и вдохновляла эта тема. По словам художника, он «успел оставить мир, который нашел в своей душе среди воспоминаний о русском прошлом».
Его стиль передачи исторических событий был удивительно неповторим. Для него характерен новый тип жанровой живописи, в которых отсутствует сюжетный конфликт, психологические аспекты поведения героев. Зато он выразительно показывал детали обстановки, тонко подмечал особенности в поведении и облике людей. Он с нежностью передавал красоту русского народа, в которой был абсолютно уверен.
Андрей Рябушкин родился 17 (29) октября 1861 г. в Тамбовской губернии. Его отец и старший брат профессионально занимались иконописью. Мальчик часто помогал им в работе.
В 14 лет юноша осиротел. Когда в родном селе гостил студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А.Х. Преображенский, он обратил внимание на талантливого ребенка и увез его в Москву. Он оказал помощь с поступлением в училище. Там быстро оценили талант молодого человека. Он даже был освобожден от платы за обучение со 2-го года и значился на получение денежных наград и помощи.
Однако Андрей не окончил учебное заведение: он проучился там 6 лет, а потом скончался его любимый педагог В. Г. Перов, и в 21 год он переехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Там он учился у мастера исторической, жанровой и портретной живописи П. П. Чистякова. Он сыграл большую роль в профессиональном становлении юноши. Учеба заняла 8 лет.
Рябушкин во время обучения много занимался картинами на сюжеты библейских сказаний, античной мифологии и истории. Профессорский состав отмечал его смелость и новаторство, талант изображать жизненную правду, выстраивать гармоничную композицию и изображать людей естественно. Он также увлекся созданием иллюстраций. Он делал их для популярных журналов «Нива» и «Всемирная иллюстрация», а также для литературных произведений и научных статей.
Дипломная работа молодого человека была связана с религиозной тематикой. Его почитали за талант, регулярно поощряли, но при выпуске он так и не получил никакой медали, потому что нарушил регламент сдачи выпускной картины: он переделал ее после того, как эскизы были утверждены. Это не допускалось правилами.Ему было только присвоено звание художника первой степени. Тем не менее на выпускном экзамене холст был хорошо принят. Его впоследствии приобрел П.М. Третьяков – знаменитый меценат, основатель крупной картинной галереи.
В 29 лет мужчина окончил Академию. Президент Академии предложил ему оплатить поездку, как если бы выпускник получил медаль и право на пенсионерство: выдать из личных средств сумму на 2 года. После этого он совершил много путешествий по древним городам – это была его большая мечта. Среди посещенных мест Орёл, Тула, Киев, Великий Новгород, Сергиев Посад, Тверь, Ярославль, Углич, Ростов, Кострома, Нижний Новгород, Владимир и др.
В ходе путешествий он увлёкся русской историей и народным эпосом. Он изучал памятники древнерусской архитектуры и образцы росписи. С большим интересом он посещал музеи и разглядывал странные ткани, костюмы, оружие, предметы домашнего обихода. Он читал литературу по истории, летописи, народные сказания. Так он впитал в себя дух народа. Кроме того, в нем пробудился интерес к историческому жанру.
Картины этого направления он посвящал в основном XVII в., но не с бунтарской стороны, а воспевал традиционную и размеренную жизнь, мирную и патриархальную. Сюжеты зачастую сводились к бытовым сценам и будням людей того столетия. Он писал допетровскую эпоху, будучи убежденным в относительной целостности национальной характеристики этого периода. Он показывал людей представителей социальных слоев так, как если бы они случайно оказались в поле зрения. Он отображал своеобразный идеал нравственной целостности. В них поразительно переплетены вымысел и точное знание исторического материала, при этом он вкладывал в каждую деталь образный и поэтический смысл.
После 30 лет Рябушкин писал на заказ, акварели и рисунки для изданий и альбомов, а также эскизы композиций для росписи Софийского собора в Новгороде. Несколько холстов его авторства были приняты для показа в Товариществе художественных передвижных выставок. Они не совсем подходили под правила объединения, поэтому согласование участия сопровождалось жаркими спорами. Передвижники оперировали тем, что в полотнах нет социальной драмы и столкновения, развития трагедии, а просто показан эпизод из жизни или истории и ничего не происходит. Тем не менее они согласились на их участие в выставке.
В 34 года художник пишет 3 картины, посвященные крестьянскому и купеческому быту: портрет семьи, сцена в церкви, праздничная улица. Через 5 лет 2 из них были представлены на Всемирной выставке в Париже и удостоены почетного отзыва.
В 39 лет живописец переехал в усадьбу своего друга В.В. Беляева. Там была построена мастерская с небольшим жилым домом по проекту Андрея.Он жил там почти безвыездно, практически все время занимаясь искусством. Он часто советовался с крестьянами, много раз бывал у них на праздниках, свадьбах и других семейных торжествах. Деревенская жизнь давала неисчерпаемый материал для творчества. Здесь автор создал свои лучшие работы. Он показывал крестьянские будни в настоящем времени, и сцены из прошлого. Он тщательно и с любовью прописывал все детали.
Рябушкин постепенно набирал популярность в обществе. К 40 годам он стал очень известным и даже авторитетным автором, о нем положительно отзывались И. Е. Репин и В. Д. Поленов. Его ценили представители объединения «Мир искусства», и он часто выставлялся у них, демонстрировал новые работы.
В последние годы Андрей возобновил создание иллюстраций по деревенским сюжетам и русским былинам, а также сделал серию работ о деревне.
Когда Рябушкину был 41 год, он заболел туберкулезом. Он уезжал на лечение в Швейцарию, но оно не помогло. Он умер 27 апреля (10 мая) 1904 г.в возрасте 42 лет. Мужчина похоронен в Новгородской области. Прах перезахоронен в 1957 г. в Тосненском районе Ленинградской области.
Стиль и техника
Рябушкин отличался абсолютно самобытным и душевным стилем, который принес ему популярность и сложился благодаря таким факторам:
1. Иконописные традиции
Андрей родился в семье иконописцев, с детства видел эти процессы и помогал в создании икон. Это нашло отражение в его творческой манере. Во-первых, повлиял сам стиль изображения. Во-вторых, в иконописи сильна символика цвета, в частности красного, и это художник применял в своих работах. В-третьих, иконы – существенная часть культуры русского народа, которую он очень любил.
2. Интерес к народной жизни
Он глубоко проникся реалиями простых людей на Руси: наблюдал за ежедневными делами, за традициями, праздниками, ритуалами и прочим. Он тщательно изучал народный эпос, былины, сказания. Это давало ему неисчерпаемую почву для создания картин.
3. Интерес к истории русского народа
Помимо текущего состояния жизни людей, он увлекался историей, изучал много книг, ездил в путешествия. Он прекрасно знал все события, происходившие с Русью.
4. Синтез вымысла и правды
Он мастерски сочетал реальные происходившие в прошлом события и художественную выдумку, показывая жизнь именно такой, какой на была, но на основе придуманного сюжета. Он точно показывал все детали и бытовые сцены.
Картины Рябушкина и их критическое восприятие
Всего художник создал около 2 тыс. произведений: картин, акварелей, рисунков, этюдов и иллюстраций.110 картин экспонируются в Государственном русском музее, во Всероссийском музее им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и Псковском художественном музее.Несколько произведений содержатся в частных коллекциях.
Именем талантливого мужчины названы улицы в г. Любани Ленинградской области и г. Борисоглебске Воронежской области. В 2009 г. на здании бывшей церковно-приходской школы Борисоглебска, где он учился, установлена мемориальная доска.
Рябушкин прожил недолгую, но полную творчества жизнь. Его самобытные работы до сих пор практически не имеют аналогов и привлекают своей душевностью и чувством неразрывной связи с нашим прошлым.
Заказать копию картины – художник Андрей Рябушкин, реплика или репродукция
Если вы хотите купить копию картины, автором которой является Андрей Рябушкин или другой известный художник, вы можете создать заказ на работу для художника на нашей бирже.
Сотни профессиональных художников предложат вам свои услуги. Выберите наиболее подходящий вариант по цене и качеству.