Анри де Тулуз-Лотрек – картины и биография
Биография и факты о художнике
Полное имя: Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа
Дата рождения: 24 ноября 1864 г.
Дата смерти: 9 сентября 1901 г.
Художественное движение: постимпрессионизм.
Родной город: Альби, Франция
Единственный наследник и самый известный представитель знатного аристократического рода, не оправдавший надежд родителей и посвятивший себя рисованию и богемной жизни, – это неординарный Анри де Тулуз-Лотрек.
Мир его произведений замкнутый и многолюдный, шумный и страстный. Он безошибочно угадывается среди других авторов. Мужчина вдохновлялся работами Э. Дега, П. Сезанна и японскими гравюрами. Он брал из них некоторые особенности, формируя свой неповторимый стиль.Образы, созданные Тулуз-Лотреком, вызывают большое количество легенд и домыслов. Герои картин часто изображены в динамичных ракурсах, как будто все происходит непосредственно перед глазами, и зритель быстро включается в действие.
К сожалению, жизнь Анри не была легкой: всему виной были генетическая болезнь и физические особенности, приведшие к пересудам и душевным переживаниям. Он не смог прижиться в среде аристократов. Всеми силами пытаясь найти друзей, он обосновался в числе посетителей увеселительных заведений. Они не подозревали о его знатном происхождении.
Художественный фон картин Анри Тулуз-Лотрека
Направление, в котором писал художник, относится к постимпрессионизму.Ранние работы созданы в импрессионистической манере. Но он стремился к максимально правдивой передаче, порой беспощадной, и хотел показать индивидуальные особенности каждой модели, он продолжал искать свои методы и стиль. Он по-новому понимал образ изображаемого человека и постоянно совершенствовал способы передачи его внутреннего состояния. Он наблюдал за женщинами и фиксировал их эмоции, показывая их настоящими, с достоинствами и недостатками. Для современников он был талантливым мастером психологического портрета.
Художники-постимпрессионисты, отталкиваясь от достижений импрессионизма, создавали новые техники, убедившись в ограниченности этого метода и исчерпав все возможности. Творчество Тулуз-Лотрека пришлось как раз на рассвет постимпрессионизма. Представители этого течения отходили от передачи сиюминутного впечатления к более длительным и сущностным состояниям окружающего мира и персонажей. У них возрос интерес к философским вопросам и нравственным ценностям.
Анри родился 24 ноября 1864 г. в семье аристократов. В раннем детстве он жил в г. Альби, расположенном на юге Франции. Когда мальчику было 4 года, умер его младший брат. Родители развелись после этого события.
Художник в течение всей жизни поддерживал с матерью близкие отношения. Отец был эксцентричным человеком, часто менял место жительства. Он очень любил всякого рода развлечения и с детства приучил Анри к посещению ярмарок и цирка. Тема увеселительных заведений стала основной в его творчестве.
Ребенком Анри переехал в имение Шато-дю-Боск и в поместье Селейранов. Там он изучал верховую езду, латынь и греческий язык. Отец возлагал на него большие надежды, т.к. он был единственным наследником.
В 7 лет, после окончания Франко-прусской войны, Тулуз-Лотрек стал жить в Париже. У мальчика было слабое здоровье, с раннего детства его одолевали недуги. Ему приходилось часто проходить реабилитации на южных курортах, поэтому занятия в школе он пропускал. Несмотря на это, он был способным учеником.
У юноши были проблемы с костями: они были очень хрупкие. В 13 лет он сломал шейку бедра правой ноги, а через 1,5 года –левой ноги. Его ноги остановились в росте и были длиной 70см на протяжении всей жизни. Есть большая вероятность, что виной этому было наследственное заболевание, т.к. бабушки молодого человека были родным сестрами: руки художника тоже были короткие. Его рост составлял 150 см. Он не мог ходить без тросточки. Голова смотрелась непропорционально большой к телу, поэтому он надевал шляпу-котелок, чтобы скрыть это.
Физический недостаток лишил Анри возможности заниматься занятиями по возрасту. Семья тяжело перенесла несчастье: единственному сыну в знатном аристократическом роду уже не поступить на военную службу; он не имел возможности присутствовать на балах и участвовать в охоте. Снизилась вероятность того, что он женится и продолжит род.
Юноша переживал из-за своих особенностей. В аристократическом обществе при его появлении за спиной перешептывались и смеялись. Он замкнулся и отдалился от этой среды.
Маленький рост Тулуз-Лотрек компенсировал великолепным чувством юмора. Также занятия рисунком давали ему внутренние силы и ощущение полноты жизни. Рисование стало для него большим источником радости. Специального образования он не получил, хотя, обладая состоянием, имел все возможности. Он изучил только азы и начал экспериментировать с собственным стилем.
Отец поспособствовал тому, что Анри получил уроки у художника-анималиста Р. Пренсто. Он изучал анатомию лошадей, собак и других животных. Мать поддерживала его творчество, а отец принимал только классические работы, поэтому к произведениям сына относился скептически, считая их мазней.
Из физических нагрузок молодому мужчине было доступно только плавание. Еще у него была машина для гребли: он любил на ней заниматься. Он говорил, что не имея травм, мог бы стать спортсменом или хирургом. На пианистов и хирургов он всегда смотрел с благоговением, т.к. считал руки очень важными, полагая, что они могут сказать больше, чем лицо.
В 20 лет Анри обосновался на Монмартре в Париже. Он один из первых занялся созданием афиш в технике литографии. Первой работой стала афиша для легендарного кабаре «Мулен Руж». Ему удалось поднять жанр рекламного плаката до высокого уровня.
Монмартр был центром богемной жизни и ночных баров. Разочарованные родители на несколько лет лишили сына денежного довольствия. Он стал своим человеком во многих кабаре и всегда находил себе крышу и повод выпить. Часто он дарил владельцам заведений новую картину – и его кормили бесплатно по несколько месяцев.
В личной жизни Анри не везло. Его внешность вызывала насмешки. Он был очень влюбчив. У него было несколько серьезных романов, но все завершились неудачно.Двухлетние отношения связывали его с Сюзанной Валадон, натурщицей, которая в последствии сама стала художницей.
Мужчина зачастую рисовал проституток, прачек, простых работниц, представителей богемы и события в кабаре. Женщины позволяли себя писать в любых позах, в любое время дня, за любыми занятиями. Образ жизни он вел соответствующий: пристрастился к алкоголю, был большим ценителем алкогольным напитков, любил коктейли, имел беспорядочные связи. Одной из его любимых моделей была девушка по прозванию Рыжая Роза. От нее он заразился сифилисом, который был чрезвычайно распространен в то время.
Анри был знаком с В. Ван Гогом – таким же отверженным художником, как и он. У обоих была сложная судьба, бурный темперамент и огромный творческий потенциал. Их отношения переросли в дружбу. Его авторству принадлежит один из самых известных портретов Ван Гога.
В 32 года художник провел персональную выставку в Париже, а через 2 года – в Лондоне. Также его работы были представлены в «Салоне независимых художников» и на выставках общества «Свободная эстетика» в Брюсселе. Критики недоброжелательно относились к его творчеству.
К концу жизни мужчина вылечился от алкогольной зависимости, понемногу писал, но его здоровье стало совсем слабым. У него появились галлюцинации, он проходил лечение в психиатрической клинике. Мать приставила к нему сопровождающего, но сын умудрялся выпивать. Анри скончался 9 сентября 1901 г. от последствий алкоголизма и сифилиса в 36 лет.
Картины Тулуз-Лотрека, их стиль и техника
Произведения талантливого автора имеют широкую узнаваемость и персональный характер благодаря таким событиям:
1. Физическая болезнь
Проблемы с развитием костей лишили художника многих занятий, но, возможно, именно это способствовало тому, что он смог развиваться в рисовании. Это занятие давало ему силы жить.
2. Низкий рост
Некоторые исследователи считают, что картины Анри отличаются необычными ракурсами, обусловленными невысоким ростом. Многие произведения написаны с непривычной точки перспективы.
3. Увлечение богемной средой
Жизнь увеселительных заведений была основной темой для творчества мужчины. Сначала его брал с собой отец, позже он сам стал завсегдатаем баров. Он видел их жизнь еще и изнутри, изображая работающих там женщин.
4. Психологизм работ
Отходя от традиций импрессионизма и мгновенных впечатлений, живописец искал способы передачи психологического состояния и переживаний модели. Это было его новшеством, в котором он добился высокого мастерства.
Критическое восприятие художника
Через несколько лет после смерти к художнику пришло настоящее признание. Его произведения были оценены по достоинству. Он оставил 737 живописных работ, 275 акварелей, несколько сотен литографий, 363 плаката, 9 гравюр, 3 монотипии, тысячи рисунков, этюдов и набросков. Его картины продаются на аукционах за миллионы долларов. Он внес весомый вклад в развитие прикладной графики и искусства плаката.
С 1922 г. в г. Альби работает дом-музей, посвященный работам Анри, а также в нем представлены различные течения живописи и скульптуры, начиная от позднего Средневековья.Это один из самых популярных художественных музеев юга Франции. Основу его коллекции составляют работы и документы Тулуз-Лотрека, переданные в дар его матерью. Это крупнейшее в мире собрание его произведений.
Творчество Анри вдохновляло множество молодых авторов, в т.ч. П. Пикассо.Используя живые, ритмичные линии, он создал основу линейно-живописного строя стиля модерн.
О жизни и творчестве неординарного живописца снято 3 художественных фильма и 1 документальный, также он упоминается еще в 4 фильмах, посвященных событиям во Франции конца XIX в.
Произведения Тулуз-Лотрека останутся в истории как символ передачи эмоций в искусстве и как память о парижской богемной жизни.
Заказать копию картины – художник Анри де Тулуз-Лотрек, реплика или репродукция
Если вы хотите купить копию картины, автором которой является Анри де Тулуз-Лотрек или другой известный художник, вы можете создать заказ на работу для художника на нашей бирже.
Сотни профессиональных художников предложат вам свои услуги. Выберите наиболее подходящий вариант по цене и качеству.