Архип Иванович Куинджи – картины и биография
Биография и факты о художнике
Полное имя: Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи)
Дата рождения: 15 (27) января 1842 г.
Дата смерти: 11 (24)июля1910 г.
Художественное движение:романтизм, люминизм.
Родной город: м. Карасевка, Мариупольский уезд, Российская империя.
Неординарный автор, неутомимый экспериментатор, ушедший в затворничество на пике популярности, – это знаменитый пейзажист Архип Куинджи.
Он был одним из самых ярких представителей объединения передвижников. Он создавал особый тип романтического пейзажа. Картины Архипа Ивановича Куинджи уникальны, в них соединялись реалистические и философские компоненты. Холсты его авторства имели большую популярность.
Его работы можно отнести к такому направлению, как люминизм, но одновременно они продемонстрировали глубокое изучение импрессионизма. И хотя он не применял в творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами можно увидеть в пейзажах.
Художественный фон картин Куинджи
Куинджи расширил рамки господствовавшего тогда реалистического направления. Он добавил жанру новые выразительные возможности. Он много работал над передачей света, замешивал новые краски в лаборатории Д.И. Менделеева. Началом этих экспериментов послужило изучение работ И.К. Айвазовского – художника-мариниста, который также осуществлял поиск новых приемов и успешно их применял.
Зрители были поражены тем эффектом, которые производили картины мастера. Мало кто мог понять, что такого можно достичь, лишь овладев в совершенстве живописными техниками. Однако он много вложил в эти поиски, что привело к поразительным результатам.
Архип Куинджи родился 15 (27) января 1842 г. (есть версии, что он появился на свет в 1841 или 1843 г.) в Екатеринославской губернии. Его отец был греком по происхождению. В раннем возрасте ребенок потерял родителей и воспитывался у родственников по отцу. Они способствовали обучению мальчика греческой грамматике. Он посещал училище, но успехами в учебе не отличался. В это время он начал рисовать и мог это делать буквально на всем: от клочка бумаги до стен зданий.
С раннего детства он был вынужден работать, чтобы иметь деньги: он жил очень бедно. На одной из таких подработок хозяин хлеботорговой давки обратил внимание на талант мальчика и посоветовал посетить известного мариниста И.К. Айвазовского.
В 14 лет подросток поехал к живописцу в Феодосию. Последний был в отъезде, и в ожидании юноша всячески помогал по хозяйству, в т.ч. занимался покраской забора. Увернувшегося Айвазовского не было возможности взяться за обучение юноши и порекомендовал ему поступать в Академию художеств.
После возвращения из Феодосии Архип в течение 11 лет трудился ретушером, переехав при этом в Одессу, потом в Таганрог. У него был фиксированный график, и утром он все имеющееся свободное время посвящал живописи.
В 23 года молодой мужчина все-таки решился на поездку в Петербург для поступления, но не смог набрать проходной бал. Он пробовал 2 раза, оба были неудачными. На следующий год он написал картину «Татарская сакля в Крыму», которая открыла ему дорогу в учебное заведение: его удостоили звания свободного художника и разрешили сдавать экзамены для получения диплома. Еще через год он получил звание неклассного художника и все-таки стал вольнослушателем.
В этот же период Архип познакомился с передвижниками. Особенно на него повлияли И.Н. Крамской и И.Е. Репин: они способствовали появлению реалистичного изображения. Его работы в рамках мировоззрения Товарищества набирали популярность, имели успех на выставках. Он перестал посещать занятия в Академии.
Постепенно художник стал отходить от полностью передвижнической манеры: применял романистические элементы, усиливающие эмоциональное восприятие пейзажа. В этом смысле он был новатором. Он использовал необычные приемы, и даже спустя 10 лет после окончания картины «Снег» смог отстоять свое авторское право, когда художник Р.Г. Судковский решил повторить их.
В 33 года мужчина женился на дочери мариупольского купца В.Л. Кечеджи-Шаповаловой, с которой его связывали давние чувства.
В том же году Куинджи представил новые картины, отличавшиеся необычно изображенным пейзажем: он был практически декоративным. В результате длительных поисков он пришел к созданию оригинальной системы, он делал предметы более плоскими для увеличения глубины пространства и разработал яркий цвет, который никто не использовал. Его приняли в Товарищество передвижников, но вскоре он отказался от их идей: он хотел показывать красоту жизни и наслаждаться ей. Это было ново для русского искусства. Почитателям живописи при всем восхищении талантом было сложно оценивать эти картины.
В 37 лет на Всемирной выставке в Париже живописец получил массу положительных отзывов о своих работах от поклонников и от критиков. Особенно отмечалось отсутствие в полотнах влияния иностранного искусства. В тот же год он начал картину «Вечер на Украине», создание которой заняло целых 23 года. В следующем году Куинджи окончательно порвал с Товариществом передвижников. Исследователи считают, что разрыв назревал давно, ведь художник уже несколько лет шел своим путем и не вписывался в изначальную эстетику общества. Поводом послужила анонимная статья, обвинявшая его в однообразии, злоупотреблении особым освещением и стремлении к чрезмерной эффектности.недоброжелателем оказался один из художников-передвижников. Архип хотел добиться исключения того из товарищества, но в итоге ушел сам.
Через год мужчина устроил выставку одной картины – «Лунная ночь на Днепре». Для ее создания он использовал особые краски, много экспериментировал с пигментами, чтобы получить необычные эффекты. Дополнительно полотно подсвечивалось электрической лампой в темной комнате. Тематика произведения уводила в философский пейзаж, а не была просто отражением реальности, как у передвижников. Этим было показано, что автор перешел на другую ступень. Мероприятие имело невероятный успех. Экспонат впоследствии приобрел великий князь Константин Константинович.
Еще через год Архип организовал выставку одного произведения – «Березовая роща». Она была замечательно принята. Но следующая подобная экспозиция была принята прохладно. Потом он устроил показ двух картин–«Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре». После нее, находясь в возрасте 40 лет, ушел в затворники. Он работал в мастерской, но не показывал результаты.
Публика посчитала, что автор просто исчерпал себя, но он продолжал усердно писать и экспериментировать с пигментами и красками, искать новые составы, которые оставались бы яркими в течение долгого времени. Он посещал Крым и Кавказ, много работал там и под впечатлением от местных красот окончательно соединил романтизм и философский пейзаж. За годы затворничества он написал около 500 эскизов и готовых работ, а также около 300 произведений графики.
Полагают, что художник сильно устал от мнения общества о своих произведениях, потому что наряду с хвалебными отзывами он часто выслушивал негативную критику и обвинения в применении дешевых эффектов для привлечения внимания.
В 60-летнем возрасте Куинджи представил ученикам и друзьям 4 картины. Была устроена выставка, ставшая последней при жизни. О нем снова заговорили, но более он не показывал публике холсты. Последнее десятилетие было для автора довольно плодотворным. Он создал несколько полотен. Он преподавал в пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств и основал общество для поддержки начинающих художников.
В 69 лет, находясь в Крыму, Архип Иванович заболел воспалением легких. Его перевезли в Петербург с надеждой на поправку, но болезнь, осложненная сердечными проблемами, победила: 11 (24) июля1910 г. он скончался в столице.
Картины Куинджи - их стиль и техника
Работы талантливого мужчины отличались особым колоритом и неповторимым стилем благодаря таким факторам:
1. Любовь к живописи
Всю жизнь Архипа сопровождала невероятная любовь к художественному ремеслу. Он проявлял талант с детства и не сдавался в периоды неудач, не предавая свое ремесло. Он продолжал творить, когда не смог обучаться персонально и в Академии, когда долгое время трудился ретушером и даже когда ушел в затворничество.
2. Дух экспериментатора
Он не дал задушить новаторский дух традиционным изображением и традициями передвижников, проводя постоянные эксперименты с пигментами, красками, методиками изображения, освещением в зале.
3. Впечатления от путешествий
Окончательному оформлению стиля философского пейзажа способствовали поездки по живописным местам России. После них в холстах стабильно появляется элемент размышлений.
Последователи
Куинджи преподавал не так долго, с 1894 по 1897 гг. Тем не менее за это время он смог подготовить большое количество учеников, среди которых А.А. Рылов, Н.К. Рерих, А.А. Борисов, К.Ф. Богаевский, В. Пурвитис, К.Х. Вроблевский, В.И. Зарубин, Е.И. Столица и др.
Ученики развивали обе тенденции фирменного стиля: реалистическое отображение природы с её яркой национальной окраской и романтический компонент.Они стали важными элементами в развитии изобразительного искусства. Со временем студенты разъехались по всему миру, охраняя и развивая заветы педагога.
Критическое восприятие Куинджи
О мастере философского пейзажа ходили разные мнения, кто-то восхищался им, кого-то его произведения приводили в недоумение. Но неизменен тот факт, что его работы были новаторскими и значительно выделялись на фоне традиционных.
Известный критик Эмиль Дюранти называл Архипа «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность».
И.Е. Репин высоко отзывался о таланте мужчины: «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи».
Основанное в 1909 г. общество художников им. Куинджи в течение 21 года оказывало начинающим материальную помощь, организовывало выставки, помогало с распространением работ и занималось сохранением реалистических традиций в русской живописи. С 1930 г. вошло в состав «Цеха художников», существовавший до 1932 г. Эти организации способствовали поддержке живописцев.
В память о мужчине его имя в Мариуполе присвоено детской художественной школе, государственному университету МО ДНР и Центру современного искусства и культуры.
До сих пор картины Куинджи интересуют своей загадочностью, необычностью и самобытностью и вызывают самые неподдельные эмоции.
Заказать копию картины – художник Архип Иванович Куинджи, реплика или репродукция
Если вы хотите купить копию картины, автором которой является Архип Иванович Куинджи или другой известный художник, вы можете создать заказ на работу для художника на нашей бирже.
Сотни профессиональных художников предложат вам свои услуги. Выберите наиболее подходящий вариант по цене и качеству.