Диего Родригес де Сильва и Веласкес – картины и биография
Биография и факты о художнике
Полное имя: Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес
Дата рождения: 6 июня 1599 г.
Дата смерти: 6 августа 1660 г.
Художественное движение: испанское барокко.
Родной город: Севилья, Королевство Кастилия и Леон, Испания.
Придворный художник, работавший во многих жанрах и занимающий важное место в истории мирового изобразительного искусства, – это Диего Веласкес.
Он считается одним из лучших представителей универсальной живописи, проявившим мастерство и в бытовых сюжетах, и в парадных портретах, и в батальных изображениях – чего бы ни касалась его кисть, результат был превосходным. Картины Веласкеса отличают гармония формы и содержания.
Занимая должность при королевском дворе, он не брезговал писать простых людей, сцены из их жизни, показывать детали быта и особенности характера.
Художественный фон картин Веласкеса
Имя Веласкеса входит в Золотой век испанской живописи – период наивысшего ее расцвета, для которого характерен стиль барокко. Преобладали религиозные темы, однако в крупных городах развивалось светское искусство, в частности придворные портреты.
Произведения этого жанра принесли автору популярность, авторитет и заслуженную славу. Они естественны и необычайно реалистичны, а цветовая гамма тщательно подобрана, чтобы подчеркнуть фигуру портретируемого, но оставаться сдержанной. По мере развития техники добавляется тонкий психологизм.
Диего родился 6 июня 1599 г. в семье испанцев португальского происхождения. Он был старшим из 8 детей. По распространенному обычаю новорожденный получил фамилию, состоящую из фамилий отца и матери – Сильва-и-Веласкес. В дальнейшем он оставил фамилию мамы.
Мальчик с ранних лет проявлял художественные таланты. В 10 лет был определен на учебу в мастерскую Франсиско Эрреры Старшего – популярного художника в Севилье. Там он пробыл недолго из-за тяжелого характера учителя. На следующий год пошел к Франсиско Пачеко – авторитетному человеку в сфере культуры, верному последователю представителей Высокого Возрождения. Контракт с ним был заключен на 6 лет. В этой школе преподавали официальный академический стиль и взгляд на религиозную живопись. Базовую подготовку юноша прошел именно здесь.
В 18 лет Веласкес сдал экзамен на звание мастера, и его приняли в гильдию живописцев Севильи. Он получил лицензию и мог «практиковать своё искусство в королевстве, иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Он постепенно завоевывал хорошую репутацию в творческой среде.
Первые работы относились к жанру бодегонес – традиционный для живописи Испании натюрморт с закусками и выпивкой, а также люди за трапезой. Эти произведения пришлись по душе публике и коллегам: было много копий и имитаций. Большое влияние на автора оказал караваджизм – стремление к подчеркнутому реализму. Также были картины на боголовские темы.
В 19 лет Диего женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. У пары родились 2 девочки, одна из них рано умерла.
В возрасте около 21-22 лет Веласкес по протекции посетил королевскую резиденцию в Мадриде, где ознакомился с коллекцией произведений Тициана, Тинторетто, Веронезе и Бассано. Это посещение оказало большое влияние на творчество молодого мужчины, в частности на колористику и степень натурализма.
По возвращении в Севилью он получил письмо о кончине придворного художника и незамедлительно отправился во дворец для участия в конкурсе на вакантное место. Все были восхищены его талантом и способностью показать эмоции портретируемого. Он был назначен на освободившуюся должность.
В обязанности входило также создание картин для украшения королевских покоев. Это давало большой простор для тем и способа изображения. Таким образом, Веласкес изменил устоявшиеся вкусы и позволил проникнуть новому.
В 30 лет Диего совершил официальную поездку в Италию. Главная цель была в усовершенствовании мастерства, в частности в пейзажах. Знакомство с трудами местных авторов обогатило технику.
В 32 года Веласкес был назначен гофмейстером – в его обязанности входило управление королевским двором, а еще через 3 года – гардеробмейстером, управляющим комплектами одежды. В это же время он руководил оформлением интерьера нового дворца в Буэн Ретирои сам активно участвовал в этом. Также он создал серию, воспевавшую военные успехи Филиппа IV. В 44 года стал администратором двора короля.
Художник совершил вторую поездку в Италию в 49 лет. Он должен был приобрести шедевры итальянской живописи и скульптуры для пополнения королевской коллекции. Неофициальной целью было установление дипломатических контактов с высокопоставленными лицами.
В Ватикане был с восторгом принят Римским папой, а изображение понтифика быстро обзавелось несколькими копиями. Диего взяли в члены Римской академии. У него было много заказов, но он вынужден был вернуться на родину после двухлетнего пребывания в Италии. Находясь под впечатлением от трудов итальянцев, он написал несколько картин в этой стилистике, но до наших дней они не сохранились.
Искусствоведы считают, что с возвращением на родину творчество мужчины достигло вершины. Помимо портретов королевской семьи он создал полотна «Менины» и «Пряхи», на которых он ярко показал некий эпизод из жизни и наполнил множеством подробностей и подтекстом.
В 60 лет Веласкес был воспроизведен в рыцари Ордена Сантьяго. На следующий год он участвовал в организации свадьбы дочери Филиппа IV Марии Терезии и французского короля Людовика XIV на границе Испании и Франции. По приезде в Мадрид его охватила лихорадка. Врачи прилагали все усилия к лечению, но Диего скончался 6 августа 1660 г. в возрасте 61 года. Похоронен с полагающимися почестями в церкви Иоанна Крестителя. Через 8 дней умерла его жена, ее похоронили там же. В период наполеоновских войн могилы и церковь были уничтожены.
Стиль и техника картин Веласкеса
Веласкес был художником-универсалом, кропотливо прорабатывавшим все детали и чувствующим многие нюансы, что стало возможным благодаря таким событиям:
1. Образование
Живописец имел специальное образование: в школе Ф. Пачеко обучение было серьезным, с прицелом на академизм и религиозность. Основатель школы также занимал должность цензора при святейшей инквизиции, был глубоко религиозным. Эти обстоятельства отразились в ранних картинах Диего.
2. Служба при дворе
Будучи официально придворным художником, значительную часть своего времени он уделял портретам членов королевской семьи. Его высоко ценили и позировали с удовольствием. Он был весьма близок к семье короля.
3. Путешествия
По долгу службы совершал поездки в Италию, из которых привозил новые впечатления и результаты изучения произведений итальянских мастеров. Он использовал их приемы, обогащая свое наследие.
4. Завуалированность
Одной из особенностей наследия Веласкеса были скрытые послания: он оставлял намеки, показывающие личное отношение к событию, а также составляющих загадки про изображенные сцены, поэтому полотна имеют различные версии происхождения и толкования.
Интересные факты о Веласкесе
- «Венера перед зеркалом»с обнаженной женщиной стала первой картиной с подобным сюжетом и смыслом в испанской живописи. Вероятно, при создании позировала художница Фламиния Тривио, с которой у автора был бурный роман.
- Есть версия, что на полотне «Менины» живописец изобразил сам себя, чтобы продемонстрировать свое положение и таким образом поднять престиж придворных художников.
- Персонаж Веласкеса появляется в испанском сериале «Министерство времени», в котором делает фотороботы. Сюжет построен вокруг секретного временного портала.
- В честь художника в 1979 г. назван кратер на Меркурии.
Последователи
Талант творца не мог остаться незамеченным, и у него были не только клиенты, но и ученики. Одним из самых заметных был Хуан Батиста дель Масо, муж дочери. Совместно они создавали многие полотна. Хуан также служил при дворе, делал по заказу много копий мастеров прошлого и писал собственные. Они отличались реалистичностью и тщательной проработкой. В основном это были портреты, но его наследие включает несколько натюрмортов.
Другой ученик, Хуан де Пареха, служил в мастерской. Есть предположение, что живописец дал ему вольную, чтобы освободить из рабства. Молодой человек обладал недюжинным талантом, но скрывал ото всех свои работы, даже от хозяина. Их обнаружили случайно. В основном он писал на богословские темы, но еще делал великолепные копии. Портрет де Парехи считается одним из лучших в творчестве мастера.
Еще одним последователем был Бартоломе Эстебан Мурильо, ставший крупным живописцем испанского Возрождения, а позже барокко. Он писал много религиозных сюжетов, подчеркивая изящность и красоту женских фигур и ангелов, а также слияние реальности с духовным миром.
Критическое восприятие Веласкеса
Диего является одним из самых значимых творцов Золотого века Испании и всей мировой живописи. Его произведения имеют почти фотографичную реалистичность и в этом опережали свое время. За проникновенность и правдивость его называли «художником истины».
Его высоко ценили современники, но со сменой правителей страны ушел в прошлое и реализм, заложенный живописцем. Однако через 2 столетия к этим достижениям обратились художники-романисты, а еще позже – импрессионисты. В частности, последние вдохновлялись умением применять валёрную технику: градации светлоты одного и того же хроматического тона.
Работы Веласкеса продолжают жить уже много столетий после его смерти и вызывают к себе неподдельный интерес, до сих пор являясь предметом обсуждений.
Заказать копию картины – художник Диего Родригес де Сильва и Веласкес, реплика или репродукция
Если вы хотите купить копию картины, автором которой является Диего Родригес де Сильва и Веласкес или другой известный художник, вы можете создать заказ на работу для художника на нашей бирже.
Сотни профессиональных художников предложат вам свои услуги. Выберите наиболее подходящий вариант по цене и качеству.