Эдгар Дега – картины и биография
Известные картины
Биография и факты о художнике
Полное имя: Илер-Жермен-Эдгар де Га
Дата рождения: 19 июля 1834 г.
Дата смерти: 27 сентября 1917 г.
Художественное движение: импрессионизм, академизм.
Родной город: Париж, Франция.
Импрессионист, который не считал себя таковым, успешно применявший в этом стиле идеи классического рисунка, экспериментатор и идеалист – это Эдгар Дега.
Его «случайные» работы отличаются выверенной и тщательно продуманной композицией, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием человека и окружающего пространства. В отличие от остальных импрессионистов, он работал не с эффектами, создаваемыми светом, а с линиями и движениями изображаемого персонажа. Его мало интересовал пейзаж. Он предпочитал работать в помещении, выхватывая кадр в процессе наблюдения за людьми, и запечатлевать сцены из современной жизни.
Картины Эдгара Дега и их художественный фон
В своих творческих поисках Дега выступает как один из самых оригинальных художников своего времени. Он был весьма смел и изобретателен, экспериментировал с цветами и материалами. Он показал, что может создавать и классические картины маслом, и занять видное место в новом художественном течении.
В 1860-е гг. во Франции молодая прогрессивная интеллигенция пресытилась буржуазными устоями, главенствующими в республике под управлением Наполеона III. Художники новой волны переходили от традиционных представлений о живописи романтизма и классицизма и вносили сюжеты из обыденной жизни. Дега присоединился к ним, став социальным живописцем, часто показывая сцены повседневного труда.
Эдгар родился в Париже 19 июля 1834 г. в обеспеченной семье буржуазного происхождения. Его отец Огюст управлял отделением крупного банка, основанного дедом. Всего в семье родилось 5 детей, он был первенцем. Когда ему было 13 лет, умерла его мама Селестина. Это событие стало большим ударом для мальчика и вызывало серьезные переживания.В юности он сменил написание фамилии на Дега.
Способности к творчеству у Эдгара стали проявляться еще в детстве. Он много рисовал. Его семья не нуждалась остро в деньгах, поэтому он мог вплотную заниматься рисованием. Он не продавал картины и каждую стремился довести до совершенства. Он был перфекционистом и постоянно вносил правки. Над ним шутили, что он может прекратить работу над произведением, только если его отобрать. Родители хотели, чтобы он учился на юриста, но у него не было ни желания, ни способностей.
В 20 лет юноша поступил на учебу к популярному художнику Луи Ламоту. Он, в свою очередь, учился у признанного лидера европейского академизма XIX в. Жана Огюста Доминика Энгра и строил преподавание на основе его идей. Например, Энгр любил четкие линии в рисунке и ясные формы. Он рекомендовал рисовать линии как можно больше. Жан Огюст оставался непревзойденным авторитетом для Эдгара в течение всей жизни.
Также Дега высоко ценил творчество других рисовальщиков, особенно выделяя Николу Пуссена. Он копировал их холсты в Лувре, доводя каждую работу до совершенства. Порой было сложно отличить оригинал от копии. Еще на живописца повлияли французы Кубре и Делакруа.
В возрасте около 25 лет Эдгар открыл в Париже собственную мастерскую. Он писал много портретов – они стали основой творчества. Также он посвящал время историческим картинам. Позже он заинтересовался сценами из современной жизни, например, скачками.
В 27 лет Эдгар познакомился с основателем импрессионизма Эдуардом Мане, через которого он встретился с другими художниками-импрессионистами. В их круге он обладал высокой репутацией.
Дега и Мане не принимали академическое салонное искусство. Это сближало их.В отличие от других импрессионистов, Эдгар не работал на плэнере и предпочитал крытые помещения: студию, театр, кафешантан. Он писал с высокой точностью, что вполне соответствовало его технике, но не было характерным для импрессионизма.
Художник проявлял необычную изобретательность в поисках новых мотивов для картин, используя неожиданные ракурсы и укрупнённые планы. Он словно ловил моменты. Он хотел передать сущность мира через движения персонажа, часто использовал сюжеты, связанные с повседневным трудом. Даже успехи картин на исторические темы не побудили его сойти с этого пути – он сознательно продолжал работать в революционном стиле.
Особую популярность приобрели его изображения артисток балета. Он ярко передавал грациозный мир этого вида театрального искусства, его красоту, показывая это свежо и оригинально. Он словно отстранен от балерин, как будто подсматривает за ними, подмечая детали: движение руки, позы, предметы обстановки. Директор парижской оперы разрешил ему писать за кулисами и на репетициях.
Дега не любил термин «импрессионизм» и отвергал некоторые принципы их работы над произведениями. К концу жизни он ограничил общение с их обществом.
Когда мужчине было 36 лет, до Парижа дошла франко-прусская война. Он пошел в армию добровольцем. На медкомиссии у него обнаружили офтальмологическое заболевание: на правом глазу было плохое зрение. На фронт он его определили в артиллерийский полк.
После войны художник посетил Лондон и Новый Орлеан, где проживали его родственники по материнской линии. Предчувствуя, что зрение может быть потеряно, он с особым трепетом относился к слепой двоюродной сестре.
Когда Эдгару было 39 лет, умер его отец, и он оказался втянут в огромные долги. Существуют версии, что это собственно долги Огюста и что это последствия неудачных биржевых сделок его братьев. Мужчине пришлось очень тяжело. Он хотел погасить задолженность: ему пришлось частично отдать деньги, полученные в наследство, а также продать дом и коллекцию картин мастеров прошлого, собранную отцом. Он впервые задумался о том, чтобы продавать свои работы.
Он принимал участие в 7 выставках импрессионистов. Он рисовал со свойственным ему глубоким мастерством. Он много и скрупулезно трудился и через несколько лет смог преодолеть финансовый кризис и стать заметным и уважаемым автором. Теперь он отдал предпочтение продаже картин через торговых агентов, что позволяло ему получить высокую цену.
Эдгар все чаще использовал в творчестве пастель, зачастую совмещая ее с монотипией, литографией или гуашью. Он и в этом искусстве достиг небывалых высот: никто из современников не шел в сравнение с ним. Он виртуозно использовал возможности колорита, тщательно продумывал композицию вроде бы случайной сценки, применял различные дополнительные эффекты. Он добавлял мазки маслом или акварелью, делал растушевки, растворял пастель в горячей воде.
Живописец превосходил других даже в размерах пастельных работ: у него были самые большие. Порой он самостоятельно сшивал несколько листов, чтобы получить нужный формат.
По мере развития техники применения пастели он добавлял больше ярких красок. Искусствовед Дж. Гамильтон отмечал, что его цветовая палитра была близка к фовистам: дерзкие, насыщенные, бросающиеся в глаза цветовые пятна.
К 55 годам Дега ограничил свой круг общения: в него вошли только близкие друзья. Он выставлял работы на избранных публичных местах. Он был знаменит, им интересовались ведущие парижские художественные журналы. Также он оказал влияние на многих молодых авторов, среди которых Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Тулуз-Лотрек, хотя учеников у него не было. Он принимал законы рынка и, по всей видимости, разделял картины для продажи и иные произведения. Первые обладали высокой степенью отделки, вторые были более авангардными.
Поздние работы Эдгара проникнуты чувствами стареющего человека, которому на долю выпало много испытаний. Продуктивность работы снижалась, т.к. зрение продолжало портиться. Он применял большее количество абстрактных элементов и более интенсивные цвета.
По мере ослабления зрения мужчина все чаще делал скульптуры. Он лепил для себя и зачастую использовал фигурки людей в качестве постановки. Он старался передать выразительность движения и позы, пластичность фигуры. Он создал около 70 работ из мягких материалов.
В возрасте около 73 лет Эдгар практически прекратил писать. Он жил один в захламленной квартире. Многие из друзей умерли, другие наслаждались семейной жизнью. Его зрение практически пропало, он мог только изредка рисовать углем. Тем временем он стал признанным автором, за его картины сулили большие деньги. Он скончался 27 сентября 1917 г. в Париже в 83 года. У него не было ни жены, ни детей.
Стиль и техника художника
На чувственные и весьма необычные для своего времени работы Дега, удивляющие своей точностью, повлияли следующие факторы:
1. Талант с детства и трудоспособность
С ранних лет он много рисовал. Дальнейшему развитию творческих задатков способствовала необычайная работоспособность и стремление довести все до идеала: он мог вносить множество правок, чтобы добиться максимально точного изображения. Его учебные копии работ мастеров прошлого было сложно отличить от оригинала.
2. Художественное образование
Большое значение для развития творческой индивидуальности имела учеба у Л. Ламота, преподававшего на основе идей Ж. Энгра. Их стилистические особенности нашли отражение в произведениях Эдгара.
3. Встреча с импрессионистами
Это можно считать ведущим событием в творческой карьере художника. Хотя он был нетипичным представителем этого течения, самые известные его произведения написаны именно в этом стиле. Здесь он применил синтез своих сильных сторон.
4. Новаторство
Его отличало стремление к экспериментам: он нетипично использовал привычные материалы, часто писал на картоне, соединял различные техники.
Критическое восприятие Дега
Живописец отличался от других импрессионистов тем, что обычно изображал людей, занятых физическим трудом, а также закулисную жизнь балерин и танцовщиц. При этом реалистичность и поэтичность рисунков выделяет его на фоне типичных для этого художественного направления работ.
Изображение повседневности было новаторством Эдгара. Эдмон де Гонкур, французский писатель, так говорил о художнике: «Я не встречал ещё художника, который, воспроизводя современную жизнь, лучше схватывал бы её дух». Многих современников восхищало его стремление дойти до идеала, а также желание изучить в совершенстве человеческое тело и движения.
Эти работы, нежные, чувственные и реалистичные, до сих пор вызывают интерес у зрителя. Эдгар заслуженно занимает видное место в сокровищнице мирового искусства.
Заказать копию картины – художник Эдгар Дега, реплика или репродукция
Если вы хотите купить копию картины, автором которой является Эдгар Дега или другой известный художник, вы можете создать заказ на работу для художника на нашей бирже.
Сотни профессиональных художников предложат вам свои услуги. Выберите наиболее подходящий вариант по цене и качеству.