Эдуард Мане – картины и биография

Эдуард Мане, картины художника и его биография
Эдуард Мане
1832-1883

Биография и факты о художнике

Полное имя: Эдуард (Эдуар) Мане

Дата рождения: 23 января 1832 г.

Дата смерти: 30апреля 1883 г.

Художественное движение: импрессионизм.

Родной город: Париж, Франция.

Художник, упорно шедший своей дорогой, несмотря на длительную жесткую критику и неприятие творчества, противившийся официальному искусству, получивший признание только перед смертью, – речь об Эдуарде Мане.

Он стал революционером во французской живописи XIX века и родоначальником современного искусства. Один из первых писал жизнь современников, а не аллегорические, мифические и исторические сюжеты, поддерживаемые Академией изящных искусств в Париже. На их Салоны он пробивался с большим трудом, желая получить положительную оценку и построить карьеру.

Художественный фон картин Мане

Имя Мане стоит в ряду импрессионистов, но он, по сути, им не являлся и никогда не участвовал в их выставках, хотя и имел близкое знакомство с ними. Его труды выбиваются из этой эстетики, хотя ему нравились импрессионистские приемы. Он не принимал академичность, искал свой стиль, но некоторые исследователи считают, что значительное влияние оказали старые мастера, особенно Д. Веласкес. Произведения не похожи на академизм, импрессионизм или реализм.

Когда зародилось движение импрессионистов, мужчина уже был сложившимся автором со своими художественными манерами. Ему было интересно пробовать новое, и он никогда не настаивал на своих методах. Он ценил самодостаточность в себе и в коллегах.

Эдуард родился 23 января 1832 г. в Париже. Его отец был главой департамента Министерства юстиции. В 7 лет мальчика отдали на учебу в пансион аббата Паулу, позже перевели в коллеж Роллена на полный пансион, но никаких успехов в постижении наук он не проявлял.

Юноша страстно мечтал о том, чтобы стать живописцем. Отец был против, желая для ребенка образование и карьеру юриста. Дядя со стороны матери, Эдмон-ЭдуарФурнье, видя талант племянника, организовывал ему посещение и оплачивал лекции по живописи, а также часто ходил с ним в музеи. Академичность преподавания, необходимость делать много копий не вызывали энтузиазма у молодого человека – он предпочитал писать портреты одногруппников.

Эдуард окончил коллеж в 16 лет. Отец решительно был против пути художника, и они вынесли компромиссное решение поступать в мореходную академию, однако экзамены были провалены. Чтобы лучше подготовиться, юноша отправился в учебное плавание, в котором посетил разные страны, но больше всего впечатлила тропическая Бразилия. Он создал множество рисунков и набросков, ему позировали члены команды. Путешествие лишь укрепило желание быть живописцем.

Через год Мане опять не смог поступить в мореходную академию. Отец, увидев работы из поездки, проникся талантом сына и разрешил ему поступать в художественное учебное заведение. В 18 лет был зачислен в мастерскую Тома Кутюра, популярного художника-академиста.Обучение проходило негладко: он не принимал господствующий классико-романтический взгляд на искусство и конфликтовал с преподавателем. На время даже покинул студию, но по настоянию отца вернулся.

В возрасте 20-22 лет Мане много путешествовал, посещая художественные музеи. Он любовался живописью старых мастеров, особенно периода Возрождения (как итальянских, так и европейских). Он посетил Голландию, Италию, Чехию, Германию, Австрию и другие страны.

К 25 годам художник набрал определённую популярность во французском обществе, его приглашали в салоны. Он знакомился с людьми из высших слоев. Продолжал совершенствовать технику, ежедневно делая копии в Лувре, пытаясь получить одобрение Кутюра. Учитель часто делал негативные отзывы о работах молодого мужчины, и это привело к окончательному разрыву их отношений.

В 26 лет Мане решился выставить полотно «Любитель абсента» в Парижском салоне, но оно было жестко забраковано, а автор на время впал в смятение и вместо собственного видения заимствовал многие элементы у других.

Выйти из застоя живописцу помогла работа над «Музыкой в Тюильри», в которой он отбросил все наставления Кутюра и все академические правила и сделал так, как видел сам.

Первый успех ждал мастера на Салоне через 2 года после провала: его произведения благосклонно приняли и даже присудили награду. Он получил славу и деньги.

К сожалению, подготовка к следующей выставке была сильно омрачена: комиссия не допустила к экспонированию 2800 картин разных авторов. Руководство по настоянию императора все-таки открыло экспозицию, и она моментально получила название «Салон отверженных». Мане представил «Завтрак на траве», жестко раскритикованный зрителями, а сам получил скандальную славу.

Эдуард практиковался в изображении женского обнаженного тела, что было довольно непристойно и вызывающе, и эти картины отвергались и официальными, и альтернативными салонами. Его оскандалили до такой степени, что он был вынужден уехать в Испанию, где изучал творчество местных художников. Также он сблизился с группой будущих импрессионистов.

Живописец в 31 год женился на Сюзанне Леенхофф, голландке по происхождению. Он была преподавательницей игры на фортепиано и учила младших братьев будущего мужа. Их связывали длительные добрачные отношения. У женщины до свадьбы уже был ребенок. Предположительно, это их общий сын, хотя он зарегистрирован на неизвестного человека, а в обществе его представляли как младшего брата Сюзанны. Члены семьи часто позировали для картин.

В 35 лет в Париже Мане продемонстрировал 50 лучших работ в собственном павильоне на Всемирной выставке. Это был решительный шаг, и он на время привел к официальному принятию.

На следующий год во время франко-прусской войны и революционной Парижской коммуны мужчина пребывал в Париже: он был убежденным республиканцем. Он отправил семью на юг Франции, а сам участвовал в защите столицы. Ему было тяжело принять происходящее.

После этих событий Мане тесно взаимодействовал с импрессионистами, много работал с ними, но не участвовал в их мероприятиях, надеясь получить признание официального Салона. На это ушло около 9 лет. Он долго подвергался критике, антипатии, в т.ч. по политическим причинам. Его по-прежнему отвергали, хотя некоторые картины имели успех у публики, но не принесли положения модного художника. Самостоятельно организованные выставки тоже проходили с негативными отзывами.

К 42 годам полноценно выработал свой фирменный стиль, близкий к импрессионизму, который был на заре своего существования. Тесно дружил с Эдгаром Дега – видным художником-импрессионистом.

Постепенно живописец обретал успех. Критики признавали его работы, их принимали на выставки. Он даже получил медаль за 2 место на одной из них. Теперь не нужно было проходить отборочный этап жюри для участия. В возрасте 49 лет был награжден орденом Почетного легиона – высшим знаком отличия и оценки заслуг во Франции. Несмотря на это, он не был принят полностью, а его картины начали хорошо продаваться только посмертно.

Еще в 47 лет у мужчины был обнаружен ревматизм (системное воспалительное заболевание), который сопровождался острыми приступами. Позже диагностировали нарушение координации движений. Несмотря на быстрое прогрессирование и связанные с этим ограничения, он продолжал творить. Последнее крупное полотно – «Бар в Фоли-Бержер» – было восторженно принято в Салоне, автор получил долгожданное признание.

Болезнь становилась все сильнее. В 51 год Эдуарду пришлось ампутировать левую ногу, но несмотря на кажущиеся улучшения, через несколько дней после операции, 30 апреля 1883 г., он скончался. Хоронить его пришел весь творческий Париж.

Последователи художника Эдуарда Мане

В возрасте 37 лет Эдуард познакомился с Евой Гонсалес, пригласив ее позировать для портрета. Ей было 20 лет, она уже обучалась графике и живописи и даже имела собственное ателье. Она стала его единственной ученицей. В ее работах отчетливо прослеживается влияние учителя. Ее труды получали положительные отзывы критиков, и она регулярно принимала участие в Салонах. Стиль Евы считается импрессионистским, хотя она не выставлялась у них. У нее были довольно провокационные произведения. Гонсалес умерла в 34 года при родах, пережив своего мастера всего на 6 дней. С успехом проходили посмертные выставки.

Картины Эдуарда Мане, их стиль и техника

Путь Мане был непростым и тернистым. Его индивидуальность сформировали такие факторы и события:

1. Помощь дяди

Брат матери оказал большое влияние на становление юноши: именно он первым поддержал увлечения племянника, способствовал самообразованию в сфере живописи.

2. Путешествие по тропическим странам

Это знаковое мероприятие привело к пробуждению творческой энергии: были созданы много этюдов, но самое главное – отец по достоинству оценил дар сына и разрешил выбрать художественное поприще.

3. Неприятие академизма

Господствующие традиционные представления о живописи и оторванные от жизни сюжеты не вызывали энтузиазма у Мане-студента, и он всячески этому противился и рушил правила, делая все по-своему.

4. Верность своему стилю

Хотя художник тяжело переносил критику, он продолжал идти по избранному пути и говорил, что нужно «идти своей дорогой, не беспокоясь, что о тебе болтают».

5. Влияние испанского искусства

Особенности произведений мастера связаны с впечатлениями от Эль Греко, Франциско Гойи, Диего Веласкеса. Он уважал живопись Испании, ему нравилась подача изображения, традиционные черные костюмы.

Интересные факты о Мане

  • Мать художника происходила из высокопоставленной семьи, отец служил дипломатом в Швеции. Ее крестным был шведский король Карл XIII.
  • Несмотря на жесткую критику, преследовавшую живописца в течение многих лет, он говорил: «Я нежелаю ни одному художнику быть обласканным и захваленным с первых шагов. Это может привести к потере индивидуальности».
  • Тесно дружил с художником-импрессионистом (основателем этого течения) с созвучной фамилией – Клодом Моне и даже написал портрет его семьи на пикнике. Они поддерживали друг друга.
  • Крупным ценителем и защитником творчества мастера был писатель Эмиль Золя. Он чувствовал несправедливость нападок критиков, искренне веря в успех картин. Часто делал разборы трудов в прессе, пытаясь объяснить особенности творений.

Критическое восприятие творчества Мане

Произведения Эдуарда были, несомненно, полны индивидуальности. Они считаются «зрелыми» и непростыми для понимания. Они требуют вдумчивого просмотра, имеют интеллектуальную составляющую. В них намного больше слоев, чем в традиционном импрессионизме.

Новинкой и характерным приемом было кадрирование изображения, дающее как будто срез картины рамкой. Это вносило динамику. Этот способ композиции стал типичным для импрессионизма. Также почву для дальнейшего развития получило изображение современников без идеализации.

Таким образом, не считая себя импрессионистом, одаренный мужчина оказался их идейным вдохновителем и дал толчок к бурному развитию. Представители течения брали его идеи и приемы и применяли у себя.

Художник навсегда останется в истории изобразительного искусства как новатор, перевернувший мир академических правил и доказавший, что любой момент достоин запечатления.

Заказать копию картины – художник Эдуард Мане, реплика или репродукция

Если вы хотите купить копию картины, автором которой является Эдуард Мане или другой известный художник, вы можете создать заказ на работу для художника на нашей бирже.

Сотни профессиональных художников предложат вам свои услуги. Выберите наиболее подходящий вариант по цене и качеству.