Эдвард Мунк – картины и биография
Известные картины
Биография и факты о художнике
Полное имя: Эдвард Мунк.
Дата рождения: 12 декабря 1863 г.
Дата смерти: 23 января1944 г.
Художественное движение:экспрессионизм.
Родной город: Лётен, Хедмарк, Норвегия.
Художник-новатор, переживший многое в личной и семейной жизни, подвергнутый сильной критике и изливавший эмоции на холст – норвежец Эдвард Мунк.
Его творчество далеко не сразу было принято широкой публикой. Его обвиняли в отходе от традиций, в искажении техники исполнения, в неуважении к творческому труду. Однако художник остался верен своей линии и создал впечатляющие произведения, которые никого не оставляют равнодушным.
Мунк – один ранних представителей экспрессионизма. Последователи течения больше сосредоточены на том, чтобы выразить эмоциональное состояние автора, чем на точной передаче действительности. Они применяют яркие краски, порой контрастных цветов. В основном произведения экспрессионистов передавали чувства раздражения, боли, фрустрации, тревоги. Они использовали грубые мазки, и такая манера сильно воздействовала на зрителя.
Художественный фон
Для полотен Эдварда характерны чувства обреченности и глубокой печали, трагичность, нервность, в них прослеживаются резкость форм, контрастность, ритмичная композиция. Этому весьма способствовал сложный противоречивый характер автора и его впечатлительность и эмоциональность.
Несмотря на явное превалирование тяжелых тем, периодически пробивается тема любви к жизни, желания жить, умиротворения, радости, есть надежда на лучшее.
Рисование помогало мужчине снизить градус внутренних переживаний, но он все равно был погружен в тяжелое эмоциональное состояние и даже несколько раз переживал нервный срыв. Очень много волнений дали события, произошедшие в детском возрасте.
Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 г. в семье военного врача. Мальчик был очень слабым. Отец получил должность гарнизонного врача, и семья переехала в столицу Норвегии. В течение 5 лет у них родилось еще 3 детей. Детство сопровождалось частыми переездами, вызванными либо службой отца, либо поиском более дешевого жилья. В основном они проживали в Христиании (ныне Осло).
Мать семейства рано умерла от туберкулеза, и заботой о детях и хозяйством занялась ее сестра. Отец хорошо относился к детям, но его религиозность зачастую принимала крайние формы. Маленький Эдвард подолгу не мог заснуть – его преследовали сцены из ада. У него были проблемы со здоровьем, поэтому, чтобы не пропускать занятия, его перевели в частную школу Йерцена, а позже – в Кафедральную школу Кристиании.
Талант к рисованию обнаружился у ребенка в семилетнем возрасте. Он часто делал зарисовки под впечатлением от взволновавших его событий. Тетя любила создавать картины из природных материалов и продавала их. Она высоко оценила опусы племянника. Она сохранила рисунки 11 и 12-летнего мальчика.
Когда ему было 15 лет, от туберкулеза быстро угасла его сестра Софи. Они были очень близки, и юноша тяжело переживал потерю. Исследователи полагают, тогда он окончательно разочаровался в традиционной религии, потому что фанатично настроенный отец ничем не мог помочь умирающей девочке. Эдвард в этот период увлекся живописью, это помогало ему справиться с переживаниями. Родные поддерживали его занятия и дарили альбомы по искусству и различные приспособления.
На основе впечатлений от смерти сестры была создана целая серия картин на сюжет «комнаты умирающего».
У другой сестры юноши – Лауры– начались отклонения в поведении и вскоре обнаружилась шизофрения. Он очень беспокоился по поводу душевного здоровья девушки.
В 16-летнем возрасте Мунк поступил в технический колледж и даже замечательно проявил себя в точных науках: физике, математике, химии.Он справлялся с учебой, не смотря на слабое здоровье. Но через год он решил уйти из колледжа и обучиться художественному ремеслу. Это событие вызвало большое недовольство у отца. Но часть семейного окружения поддержала подростка, и он поступил в Королевскую школу рисования. Его учителем стал художник-натуралист Кристиан Крог. Он ввел юношу в столичную богему.
В 21год благодаря содействию Фрица Таулова (дальнего родственника и влиятельного художника)молодой человек получил стипендию для поездки во Францию, где посетил Парижский салон.
В то же время у Эдварда были отношения с Милли, женой брата Фрица. Их связь была очень болезненна, потому что роман с замужней женщиной – строжайшее табу для религиозного человека, она не воспринимала Мунка всерьез, а он был настроен довольно решительно истрадал. Искусствоведы считают, что образ девушки можно увидеть в картинах «Голос» и «Лунный свет».
Через год Эдвард представил произведение «Больная девочка», основанное на впечатлениях от смерти Софи, на Осенней выставке. Разразился большой скандал, критики отвергли такой результат творчества – они посчитали его «едва намалёванным наброском» с несоблюдением техники рисования.
Следующие работы были более традиционны по стилю. Видимо, так подействовало неприятие его прошлой картины. Он создал несколько полотен в духе импрессионистов, несколько портретов, пейзажей и жанровых сценок.
В 23 года художник опять получает стипендию для посещения Парижа. Он с семьей поехал в город Осгорстранн – это место настолько ему понравилось, что позднее он приобрел там дом.
Он стал посещать занятия художника-портретиста Леона Бонна. Педагог хорошо отзывался об Эдварде, но был недоволен тем, что ученик слишком вольно обращается с цветом. В свободное время молодой мужчина ходил в музеи и на выставки, изучая работы предшественников и современников. Он экспериментирует со стилями, особенно можно выделить влияние импрессионизма и пуантилизма.
Через несколько месяцев пребывания в столице Франции художник получил сообщение о смерти отца. Не смотря на все недомолвки и пристрастие Мунка-старшего к алкоголю, это событие очень впечатлило Эдварда. Он не успел приехать на похороны, впал в глубокую депрессию, перестал ходить на занятия в студию и разругался с друзьями. Переживание дало толчок к переоценке ценностей: он решил писать не идеальных людей, а настоящих, с их чувствами, страданиями, болью, тоской.
После практически года, проведенного во Франции, живописец вернулся в Христианию и провел выставку своих работ, получив намного больше положительных отзывов, чем раньше.
В этот период окончательно сформировался узнаваемый стиль Мунка в духе экспрессионизма: выразительные линии, упрощённые формы, символичные сюжеты. Он полностью отошел от импрессионизма. Он писал полотна, которые потом войдут в цикл «Фриз жизни», в том числе заготовка для будущей знаменитой картины «Крик».
Когда живописцу было 29 лет, в Христиании прошла его персональная выставка, неожиданно получившая хвалебные отзывы от художника-консерватора А. Нормана. Он утроил еще одну экспозицию в Берлине, и после нее в Союзе берлинских художников разразился скандал. Союз раскололся, выделился его Берлинский сецессион. Эдвард с иронией отнесся к этому происшествию и в итоге сблизился с членами сецессиона А. Стриндбергом, С. Пшибышевским и Д. Юль.
В это время Мунк постоянно разъезжал между Берлином, Парижем и Христианией. У него окончательно оформилась идея «фриза» — серии картин на вечные темы любви, жизни и смерти. Над значительным «Фризом жизни» он работал около 10 лет.
В Париже он встречался с поэтами-символистами, а также с П. Гогеном, Э. Бернаром, М. Дени. Он осваивал новые техники: офорт, гравюра на камне и на дереве.
В 35-летнем возрасте мужчина вступил в отношения с норвежкой Туллой Ларсен. Через 4 года чувства начали остывать. Тулла пыталась покончить с собой. По одной из версий, она угрожала партнеру самоубийством, он пытался выхватить у нее револьвер и произошел выстрел, в результате которого у художника оказалась прострелена рука. Он вылечился, но инцидент надолго отложился у него в памяти и сильно повлиял на психическое здоровье.
В том же году Эдвард представил свой фриз на выставке Берлинского сецессиона. Работы произвели долгожданный положительный эффект, пресса постепенно начала принимать это необычное творчество, а сам автор обзавелся новыми друзьями и покровителями.
Однако негативные события и изматывающие переживания нескольких предыдущих лет отразились на психологическом состоянии мужчины. Его посещали навязчивые мысли о том, что враги строят ему препятствия, стал очень вспыльчив и подозрителен. У него были непродолжительные отношения с виолончелисткой Э. Маддок, которые только усилили его болезненные склонности. Он пережил несколько нервных срывов. В итоге в 45-летнем возрасте его положили в психиатрическую больницу в Копенгагене. Он лечился около полугода от душевного расстройства.
После этого стиль художника изменился и стал более резким, а манера исполнения – более грубой. Он применял широкие мазки и изобилие ярких цветов, в том числе контрастных. Сюжеты стали проще и обыденней, на картинах были изображены рабочие, крестьяне, жизнь на природе. Одной из значительных работ этого периода был цикл монументальных полотен для концертного зала Университета Осло.
В 52 года Эдвард купил виллу Экелю, где провел всю оставшуюся жизнь.Он занимался там выращиванием фруктов и овощей, разведением домашней птицы. Ему помогали работники.Через 2 года во время эпидемии испанского гриппа он заболел, но благополучно поправился и даже написал «Автопортрет после испанки». В 67 лет у него произошло кровоизлияние в глазу. Он мог рисовать эскизы, но с искажением форм.
Еще через 10 лет Германия оккупировала Норвегию. Относительно Мунка было вынесено решение, что он «истинно нордический» мужчина, но позже его отнесли к «дегенеративному искусству», поэтому последние годы он жил в постоянном напряжении и тревоге, что у него конфискуют работы в собственном доме.
Мунк умер в 1944 г. в 80 лет от паралича сердца.
Стиль и техника
На оригинальный характер произведений и неповторимую манеру исполнения повлияли следующие факторы:
1. Сильная впечатлительность
Эдвард по своей природе с детства был очень эмоциональным и чувствительным человеком. В холстах он зачастую изливал впечатления от каких-либо событий, чаще негативных: грусть, тоска, боль, смятение, депрессия.
2. Смерть родственников
Художнику пришлось пережить уход из жизни нескольких близких людей, что дало ему определенные перемены: отказ от религии в традиционном понимании; желание рисовать обычных людей с их живыми чувствами, а не прилизанные портреты; эмоции после похорон вдохновили на создание серий картин.
3. Образование
Мужчина много учился, посещал картинные галереи, путешествовал с целью изучения произведений искусства.
4. Влияние других направлений живописи
В разное время на живописца влияли импрессионизм, пуантилизм, постимпрессионизм. Также в его работах можно найти реалистичные элементы, особенно в ранних образцах.
Критическое восприятие Мунка
Все свои работы художник-экспрессионист завещал городу. Его наследие составило несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей. Они стали базой для Музея Мунка, который был открыт в Осло в 1963 г. Музей занимается сохранением и популяризацией творчества мастера. Также его полотна представлены в Национальной галерее. Жилище в Осгорстранне функционирует как дом-музей.
Живописец оказал большое влияние на развитие искусства XX века, особенно на экспрессионизм и фовизм, для которых характерны яркость, резкость, передача эмоций, даже в некоторой степени хулиганство. Он считается предтечей сюрреализма, более глубоко заглядывающего в душу человека.
Холсты и гравюры Эдварда несколько раз становились самыми дорогими из продаваемых на аукционе. Злоумышленники неоднократно крали работы художника, часть из них удалось вернуть в музеи.
В 2013 г. Почта Норвегии выпустила коллекцию памятных марок в честь 150-летия со дня рождения мужчины. Его портрет помещен на купюру в 1000 норвежских крон.
Творчество Эдварда Мунка до сих пор не оставляет никого равнодушным. Идеи, заложенные им, отражаются и в современных произведениях.
Заказать копию картины – художник Эдвард Мунк, реплика или репродукция
Если вы хотите купить копию картины, автором которой является Эдвард Мунк или другой известный художник, вы можете создать заказ на работу для художника на нашей бирже.
Сотни профессиональных художников предложат вам свои услуги. Выберите наиболее подходящий вариант по цене и качеству.