Иероним Босх – картины и биография
Биография и факты о художнике
Полное имя: Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен)
Дата рождения: около 1450 г.
Дата смерти: август 1516 г.
Художественное движение: Северное Возрождение.
Родной город: Хертогенбос, Бургундские Нидерланды.
Ярчайший представитель Северного Возрождения, человек-загадка, изливавший на холст безудержную фантазию на религиозную тему, – речь о Иерониме Босхе.
Он весьма смело интерпретировал канонические сюжеты, связанные с изображением грехов, соблазнов, демонов, наказаний и ада. Его работам присуща иконографичность, яркий визуальный ряд и нравоучительная составляющая. Его картины были необычны для того времени, потому что они отображали не только сюжет, но и чувства и страдания изображенных лиц. Их внутренний мир показан в манере, близкой к сюрреалистической. Загадки этих полотен до сих пор пытаются разгадать искусствоведы со всего мира.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогов в нидерландской живописи. Его произведения сложно отнести к одному жанру. В них есть элементы пейзажа, портрета, архитектуры. Он писал и разноплановые сценки. Некоторые его картины напоминают иконы в части характера расположения персонажей и особенностей их изображения. На его полотнах присутствуют и Бог, и Дьявол.
Художественный фон картин Босха
О жизни и личности художника сохранилось мало сведений. Есть версии, что он был ревностным католиком или тайным еретиком, даже что он был сумасшедшим – раз уж ему приходили в голову такие образы. Но, скорее всего, он провел скромную и спокойную жизнь и вряд ли занимался богохульством.
Иероним часто обращался к теме грехов. Именно туда он вкладывал свои нравоучения, показывая, что нет абсолютного добра и зла, а человечество обречено.
Исследователи считают, что Босх был мизантропом и испытывал сильное раздражение и неприязнь при общении с людьми. Он показывал в творчестве негативное оценочное суждение о недостатках людей. Вероятно, поэтому он изображал людские грехи, причем с двух сторон: грешен и вор, и тот, кто не следит за кошельком; торговец индульгенциями и купивший ее преступник и т.п.
Мало кто из современников действительно понимал эти произведения. Для большинства они, скорее всего, были просто своеобразным теологическим ребусом или даже пугающей картиной, которая щекочет нервы. Но невероятно яркие и талантливые работы не могли остаться незамеченными.
Ерун ван Акен родился около 1450 г. в г. Хертогенбос, расположенном в Бургундских Нидерландах.Предположительно, его год рождения – 1453 г. В архивных документах он значился как Jheronimus.
Родной город был очень религиозным, многие люди входили в какие-либо духовные общины. Город издавна производил колокола и церковные органы. Если кто-то из жителей уходил с истинного пути, его предавали кострам инквизиции. Вся местная экономика была так или иначе связана с местной католической церковью. Также она влияла на культуру и светскую жизнь. Родственники ван Акена в течение долгого времени обслуживали одно из церковных братств, создавая по их заказам фрески, оформление зданий и пр.
Семья мальчика на протяжении нескольких поколений была тесно связана с художественным ремеслом. Его дед, отец и 3 братьев отца были профессиональными живописцами. Искусствоведы полагают, что первые уроки рисования Иероним прошел в семейной мастерской. Он учился в католической школе, где получил глубокие религиозные знания, освоил критическое мышление и приучился к строгой дисциплине. Некоторые биографы считают, что юношу изначально готовили стать священником.
Когда Босху было около 28 лет, его отец умер, и он получил в наследство мастерскую. К этому времени относится первое упоминание в архивах о нем как о художнике. Их семья выполняла различные заказы: росписи стен, золочение деревянных скульптур, изготовление церковной утвари. В этот период он взял псевдоним по сокращенному названию города– Den Bosch.
К этом периоду относятся первые известные картины живописца, носящие сатирический характер. Например, это «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости»). Он высмеивал наивность людей, уязвимость перед шарлатанами, даже если они в монашеском одеянии.
Он проявлял большую изобретательность в изображении Дьявола, грешников и мирового зла. У него можно увидеть все приемы, с помощью которых европейские живописцы представляли врагов Христа. Но также он создал собственный стиль, не всегда близкий современному зрителю.
В возрасте около 30 лет мужчина женился на Алейт Гойартс ван дер Меервене.Она родилась в богатой семье купцов. Благодаря брачному союзу он стал влиятельным бюргером и получил большое имущество.
В возрасте примерно 36 лет Босх на правах почетного члена вошел в Братство Богоматери – религиозное общество, посвященное культу Девы Марии. Там состояли монахи и миряне. Общество было очень влиятельным в городе. Художнику поручали разноплановые заказы: роспись алтаря, оформление праздничных шествий и обрядов, иногда были задания вроде создания моделей канделябров. Также он несколько раз становился председателем на заседаниях общества.
Среди заказчиков Босха были знатные вельможи, а также герцог Бургундии Филипп I Красивый, герцог Нассау-Бреда Генрих III, король Испании Филипп II.
В этом периоде мастером были созданы несколько триптихов на религиозные темы. В них он показывал людские грехи – любострастие, чревоугодие, алчность.
В полотнах Босха не было явного тяготения к какому-то одному жанру живописи. У него встречались и портреты, и пейзажи, и архитектура, и анималистика. Его отличительной особенностью было то, что он стал первым из художников своей страны применять создание этюдов и набросков перед тем, как писать полноценное произведение. Некоторые наброски так и не переросли в картину. Еще одной особенностью было то, что он не ставил даты и подписи (только 7 картин он подписал). Дошедшие до нас названия, вероятно, являются каталожными.
Иероним скончался 9 августа 1516 г. в возрасте примерно 66 лет. Его отпевали в капелле Братства Богоматери в соборе св. Иоанна. Обряд совершили очень торжественно как дань уважения заслугам художника перед обществом.
Его вдова передала наследникам небольшое имущество, оставшееся после смерти мужчины. Она умерла через 3 года. Детей у них не было.
Картины Иеронима Босха, их стиль и техника
Произведения Босха, такие необычные и глубокие по смыслу, появились на свет благодаря следующим факторам:
1. Семейный талант
Т.к. Иероним родился в творческой семье, он унаследовал художественные способности. С раннего детства он видел, как работают дед, отец и дяди и помогал им в семейной мастерской. Это помогло оформить задатки в полноценное мастерство.
2. Глубокая религиозность в городе
В родном месте проживания было очень сильно религиозное влияние, распространявшееся на все сферы: образование, экономика, культура, повседневная жизнь. Художник был погружен в такую среду, что формировало его личность.
3. Серьезное изучение религиозных текстов
Мужчина получил образование, связанное с церковью и религией, и тщательно изучал богословские тексты. Он знал их очень хорошо и переосмысливал, погружаясь в них и рассматривая внутренний мир персонажей.
Последователи Босха
У автора появилось много последователей и подражателей. Через несколько десятилетий после его смерти началась волна создания гравюр в босховской манере – по мотивам причудливых созданий. Очень популярен стал Питер Брейгель и гравюры, иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Также последователями стали Иоахим Патинир, Ян Мандейн, Ян Велленс, Питер Хюйс, Квентин Массейс. Каждый взял одну из составляющих: моралистическую направленность, космический масштаб происходящего, аллюзии, двусмысленность.
Босх оказал влияние на такое направление, как сюрреализм, возникшее через 400 лет после его кончины. Он стал предтечей. Сюрреалисты его считают «почетным профессором ночных кошмаров», М. Эрнст и С. Дали полагают себя его наследниками. Они старались подвести творчество мужчины под психоаналитическую теорию З. Фрейда: такие картины могло породить высвобождение сверхъестественных сил бессознательного.
Критическое восприятие Босха
Современники высоко оценивали творчество Иеронима. Испанский монах Хосе де Сигуэнса писал о новаторстве живописца: «В то время как другие художники изображали человека таким, какой он снаружи, только Босху хватало мужества рисовать его таким, каков он изнутри».
Великий испанский писатель Лопе де Вега считал Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его произведения– «основами морализирующей философии». Король Филипп II использовал эти картины для размышлений о греховности и моральном облике человека.
До нашего времени дошло 25 картин мастера. Они представлены в галереях и музеях по всему миру: в Нидерландах, Испании, Франции, Италии, Португалии, Бельгии, Австрии и др.Они редко выставляются на аукционах.Достоверно установлено авторство 9 рисунков мужчины. Еще двенадцать картин не имеют достоверных подтверждений того, что их писал сам художник.
О жизни и творчестве живописца сняты 4 фильма: «Великие мастера: Загадки Иеронима Босха» (1980 г.), «Сад наслаждений Иеронима Босха» (1980 г.), «День свиньи или Фантастический мир Иеронима Босха» (1992 г.), «Иероним Босх: Вдохновлённый дьяволом» (2016 г.).
Неординарные работы Босха даже и 500 лет после его смерти будоражат воображение и являются источником вдохновения для режиссеров, дизайнеров, художников.
Заказать копию картины – художник Иероним Босх, реплика или репродукция
Если вы хотите купить копию картины, автором которой является Иероним Босх или другой известный художник, вы можете создать заказ на работу для художника на нашей бирже.
Сотни профессиональных художников предложат вам свои услуги. Выберите наиболее подходящий вариант по цене и качеству.