Илья Ефимович Репин – картины и биография

Биография и факты о художнике
Полное имя: Илья Ефимович Репин.
Дата рождения: 24 июля (5 августа) 1844 г.
Дата смерти: 29 сентября 1930 г.
Художественное движение: реализм.
Родной город: г. Чугуев, Харьковская губерния.
Одаренный портретист и великолепный мастер исторического жанра, скрупулезно подходивший к каждой работе и глубоко погружавшийся в каждую натуру – это Илья Репин.
Художник отличался большим трудолюбием. Он тщательно изучал все возможные материалы для каждой картины: выезжал на природу или к нужному зданию, черпал информацию из книг, задействовал личные впечатления, делал много набросков, доводя изображение до максимальной точности. По слова мастера, ему никогда не удавалось сфальшивить: его кисть тонко чувствовала малейшие лживые оттенки.
Свой стиль сам живописец определял как «простонародный» реализм. Он отвергал принцип «живописность ради живописности». Он предпочитал брать темы из жизни, у простых людей с их переживаниями, пластикой, экспрессией. Он был впечатлен тяжелым трудом бурлаков, бытовыми сценами обычных семей, сельской жизнью. Даже портреты друзей он рисовал в обыденной, не парадной, обстановке.
Работая над изображением человека, Илья на время влюблялся в натуру: читал книги писателя или слушал музыку композитора, которого писал, погружаясь в образ героя холста. Он рисовал, практически не отрывая взгляда от модели.
Художественный фон
Репин считается одним из крупнейших художников XIX века. Он сумел очень ярко и точно передать особенности русской жизни, как до него не делал никто. Для его работ характерны глубина, мощь и эпичность. Как уже упоминалось, он интересовался жизнью обычных людей и виртуозно передавал их горести и радости.
В отличие от многих творцов того времени, Илья полностью состоялся в России. Он был увлечен прошлым и настоящим родной страны, очень любил ее и тяжело переносил зарубежную поездку, тоскуя по Родине.
Живописец создал много полотен, но одна из малоизвестных граней его творчества – это создание иллюстраций к произведениям Л. Н. Толстого, А.С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Н. С. Лескова, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова. Исследователями отмечается, что он варьировал стиль картинки в зависимости от литературного направления писателя.
Илья Ефимович Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 г. в г. Чугуеве Харьковской губернии.
Двоюродный брат впервые продемонстрировал мальчику акварельные краски. Он навсегда запомнил тот момент, когда увидел, как из черно-белой картинки получается цветная, яркая и сочная, почти как настоящая.
В 11 лет мальчик по решению родителей пошел в школу топографов – эта специальность, связанная со съемками местности для карт, – считалась в Чугуеве престижной. Однако через 2 года учебное заведение было закрыто.
Далее Илья пошел учиться в иконописную мастерскую под руководством И. М. Бунакова. Он проявил себя очень талантливым мастером, и весть о нем быстро разнеслась в другие города. Юношу начали приглашать работать в качестве живописца и позолотчика. Когда ему было 16 лет, он вошел в кочевую иконописную артель, которая занималась заказами в разных городах и постоянно переезжала между населенными.
Когда молодому человеку было 19 лет, на одном из таких выездов около г. Острогожска он узнал про художника-портретиста И. Н. Крамского и петербургскую Академию Художеств, куда последний уехал учиться. Рассказы местных так впечатлили юношу, что он решился на поездку в столицу.
Однако первый визит не увенчался успехом: конференц-секретарь, просмотрев рисунки, вынес вердикт, что их автор не обладает достаточным художественным талантом, чтобы обучаться у них. Юноша не сдался. Он снял себе комнату и пошел в вечернюю рисовальную школу. Вскоре его там признали лучшим учеником.
Повторное посещение было успешным: Илья сдал все экзамены и попал на обучение. Ему необходимо было заплатить за право присутствовать на занятиях как вольнослушатель. За юношу взнос сделал его покровитель, общественный деятель Ф.И. Прянишников.
За 8 лет учебы в Академии молодой человек нашел себе немало друзей. Особенно он сблизился с Василием Поленовым, Марком Антокольским, Владимиром Стасовым. Своим непосредственным наставником и учителем он считал Ивана Крамского, показывал ему свои эскизы, прислушивался к советам, участвовал в делах.
За годы учебы одаренный студент получил несколько наград, в том числе серебряную, малую золотую и большую золотую медали.
К 28 годам Илья приобрел небольшую известность в Санкт-Петербурге. Он даже получил право на шестилетнюю поездку за границу как пенсионер Академии. Вести о талантливом выпускнике дошли до Москвы, и хозяин московской гостиницы предложил ему заказ – «Собрание»с композиторами для ресторанного зала. Для молодого мужчины это был значительный шанс вырваться из многолетней нужды. Ему помогал друг Стасов: он собирал информацию о музыкантах и давал советы, как их лучше изображать. Получившееся полотно вызвало восторг у публики, а автор получил множество комплиментов.
В ту же пору мужчина женился на сестре товарища по рисовальной школе. Жену звали Вера Алексеевна. В семье появилось 4 детей: Вера, Надежда, Юрий и Татьяна. Он часто рисовал портреты жены и детей. Этот брак продлился 15 лет.
В 29 лет супруги и их маленькая дочка воспользовались правом на заграничную поездку от Академии и отправились в путешествие по Европе. Он изучал современную живопись, в частности, импрессионистов, писал новые холсты, пробовал себя в работе на плэнере.
В 32 года за картину «Садко» Репин получил звание академика.В то же время он вернулся из зарубежной поездки и в течение года жил и работал в родном городе Чугуеве. После переписки с В. Поленовым он решился на переезд в Москву. Но творить он некоторое время не мог из-за подхваченной малярии. После выздоровления он вступил в Товарищество передвижных выставок.
Когда художнику было 36 лет, по инициативе В. Стасова он познакомился с выдающимся писателем Л.Н. Толстым. Знакомство переросло в крепкую двадцатилетнюю дружбу. Они могли часами беседовать. Мастер кисти создал несколько законченных портретов прозаика, а также десятки зарисовок и набросков.
Также многолетние теплые дружеские отношения связывали живописца и композитора М. П. Мусоргского. В дружбу постепенно перешли и рабочие отношения с меценатом П. М. Третьяковым. Павел Михайлович даже порой подсказывал темы для картин. Репин написал великолепные портреты обоих друзей.
В 38 лет Илья переехал обратно в Петербург – его утомила жизнь в Москве. Этот период был довольно продуктивным для него: он писал на исторические темы, а также портретном и бытовом жанрах. Для холстов он тщательно искал материал, моделей, фон и т.д. и усердно работал.
В столице он познакомился с творческим деятелем А. Бенуа. Так он сблизился с объединением «Мир искусства». Его рисунки экспонировались на выставках товарищества, в журнале работали его ученики. Но через 4 года произошел идеологический конфликт с руководством объединения, и они прекратили сотрудничество. Окончанию предшествовала длительная полемика на страницах газет.
Художнику поступали государственные заказы от императора Александра III. Он написал картины, посвященные речи государя к волостным старшинам и юбилейному заседанию Государственного совета. Как всегда, он тщательно подошел к созданию, даже ездил в Москву делать этюды.
В 50 лет Илья приступил к должности руководителя живописной мастерской в Академии художеств.Учащиеся по-разному отзывались о нем как о педагоге. Кто-то считал его великим учителем, кто-то в этом сомневался.
Репин хотел возродить Академию. В его студию пытались попасть молодые таланты из многих городов России. Понимая, что обучение часто связано с финансовыми трудностями, он устраивал своих учеников иллюстраторами, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых проектах.
В 61 год живописец из-за конфликта с Серовым и Поленовым подал прошение об отставке. Разногласия были из-за отличавшихся взглядов на события 9 января 1905 г. у Зимнего дворца. Академия была временно закрыта, и дальнейшее ее положение было неясно. Прошение было удовлетворено, но уже через год он пришел обратно по просьбе коллег.
Еще через год отчуждение между учителем и его студентами достигло критической отметки. Многие новоприбывшие разочаровывались в своем решении. Случился очередной конфликт, и он ушел из преподавания окончательно, не смотря на попытки части его учеников вернуть учителя обратно.
В возрасте около 56 лет мужчина женился во второй раз. Его избранницей стала писательница Наталья Борисовна Нордман-Северова. Она собирала всю информацию в прессе, касающуюся ее мужа, а также организовала встречи с посетителями по средам, чтобы в другие дни недели он мог сосредоточиться на работе. Она умерла после 14 лет брака от туберкулеза.
Проживая с Натальей в Куоккале, он начал писать мемуары, которые стали основой его сборника очерков «Далёкое близкое». Книга увидела свет только после смерти автора.
После того, как Куоккала стала финской территорией, Репин в 74 года фактически оказался отрезанным от России. Он сблизился с финскими коллегами, делал большие пожертвования на развитие культуры и искусства.
Общение с друзьями происходило полностью по переписке. В его письмах можно отметить, что престарелого мужчину часто одолевала хандра. У него были планы по посещению Москвы, но они так и не реализовались. Советская делегация, прибывшая в Финляндию, уговаривала его переехать в СССР. Вопрос рассматривали на самом высоком уровне: И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов разрешили переезд в Советский Союз. Но в итоге живописец остался в Куоккале.
Мужчина вошел в стадию преклонного возраста и начал медленно угасать. Он слабел с каждым днем. Илья Репин скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет.
Стиль и техника
На формирование художественной манеры и стиля работ повлияли следующие факторы и события:
1. Детские впечатления
Первая встреча с красками, преобразующими унылое изображение, произошла в детстве. С тех пор у мальчика появился истинный интерес к рисованию.
2. Качественное образование
Хорошая академическая база и предшествующий опыт в иконописи заложили в художнике навыки правильной работы с цветом, композицией, перспективой, передачей эмоций и т.д.
3. Невероятное трудолюбие
Еще в юности он проявлял свои таланты и усердие в иконописной мастерской, качественно выполняя все заказы. Позднее он скрупулезно готовился к каждой работе, собирая множество материалов, чтобы картина была максимально точной.
4. Стойкость к неудачам
Разные неприятности, случавшиеся на пути живописца, не сломили его: он продолжал свой жизненный и творческий путь.
5. Дружба с другими творческими людьми
Он дружил со многими художниками, композиторами, писателями и другими представителями разных областей искусства, взаимно обогащая результаты деятельности.
Последователи Репина
Один из учеников и близкий товарищ – великолепный живописец Валентин Серов. Их разделяла двадцатилетняя разница в возрасте.Они начали заниматься живописью, и стало понятно, что юноша имеет художественный талант, хороший вкус и должное усердие. Илья помогал юному дарованию и лично хлопотал о зачислении ученика на курс уважаемого профессора П. П. Чистякова в Академии художеств. В. Серов стал одним из наиболее популярных художников-портретистов периода русского модерна, а также написал много замечательных пейзажей.
Среди других студентов мастера были художники и графики И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева, Б.М. Кустодиев, Ф. А. Малявин, Д. Н. Кардовский, И. Я. Билибин. Они дальше развивали советское изобразительное искусство в разных жанрах и создавали свои уникальные произведения.
Критическое восприятие Репина
Исследователи творчества поражены многосторонностью: Илья проявил себя как живописец, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист. Он писал исторические полотна, бытовые и жанровые картины, портреты, а также иллюстрации и графические работы. Его наследие бесценно.
Уже в самом начале пути считался одним из талантливейших представителей реалистического направления. По словам историка искусств М.М. Алленова, творчество Ильи Ефимовича является «вершиной передвижнического реализма». Эта реалистическая манера была очень востребована в советское время, и для многих он стал образцом для подражания и провозглашен «выдающимся русским художником-демократом».
В России, Украине и Финляндии действуют четыре музея-усадьбы художника. Самая известная из них – Пенаты – расположена в поселке Репино (бывшая Куоккала) в Санкт-Петербурге. Музей действует с 1940 г., но он пострадал во время Великой Отечественной войны и вновь открыт в 1962 г. В настоящее время там находится порядка 600 произведений живописи и графики.
В память о мастере кисти выпускались марки с изображением его картин, а также посвященные его юбилеям. Воздвигнуты памятники в Москве и музее-усадьбе Здравнево.
Наследие Репина действительно уникально и многогранно и составляет значительный пласт в истории изобразительного искусства.
Заказать копию картины – художник Илья Ефимович Репин, реплика или репродукция
Если вы хотите купить копию картины, автором которой является Илья Ефимович Репин или другой известный художник, вы можете создать заказ на работу для художника на нашей бирже.
Сотни профессиональных художников предложат вам свои услуги. Выберите наиболее подходящий вариант по цене и качеству.