Карл Павлович Брюллов – картины и биография

Карл Павлович Брюллов, картины художника и его биография
Карл Павлович Брюллов
1799-1852

Известные картины

Биография и факты о художнике

Полное имя: Карл Павлович Брюллов (при рождении – Брюлло).

Дата рождения: 12 (23) декабря 1799 г.

Дата смерти: 11 (23) июня 1852 г.

Художественное движение:классицизм, романтизм.

Родной город: Санкт-Петербург, Российская империя.

Художник, устроивший настоящий фурор, вызывавший восхищение у писателей и поэтов, умело работавший на стыке художественных движений, – это великолепный Карл Брюллов.

Живописец продолжил талантливую творческую династию: его дед был скульптором, отец занимался различными видами искусства и был педагогом, все братья и сестры проявили себя в архитектуре либо живописи. Мальчик рос в творческой среде вряд ли представлял себе иной путь, к тому же он тоже был весьма одарен способностями и усердием.

Брюллов довольно рано заявил о себе и, даже обладая недюжинным талантом, развивался, много учился и постоянно совершенствовал мастерство. Он становился популярным в России и в Европе.

Среди знати и богатых людей считалось престижным заказать портрет у Карла, а его работы восхваляли А.С. Пушкин, А.А. Фет, Н. В. Гоголь и многие другие.

Художественный фон

Брюллов часто применял элементы разных художественных стилей. Делая парадные и камерные портреты, он старался передать не только общественное положение изображаемого человека, но и его душевные качества, порой переживания. Он проходил эволюцию от легкого и радостного отношения к жизни в ранних работах до глубокой психологичности в поздних.

Творчество талантливого мужчины считается вершиной позднего русского романтизма. В то время возник интерес к событиям из истории с точки зрения обычных людей. Таков был дух времени, пронизанный переменами и революциями.

Карл Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 г. в семье династии художников. Его отец был живописцем, занимался орнаментальной скульптурой и миниатюрами, был академиком, преподавал. Он был первым учителем для сына. Еще в семье появилось 6 детей. Все они нашли свое призвание в творчестве.

Мальчик родился слабым, но проявлял усердие в учебе: много зарисовывал людей и животных, осваивал нужные навыки. Отец хотел научить ребенка живописному искусству. Позже он помогал отцу работать над оформлением Кронштадтской церкви и другими заказами.

С 10 лет до 21 года Карл учился в Императорской Академии художеств у представителей классицистической школы А.И. Иванова, В.К. Шебуева, А. Е. Егорова. Юноша довольно быстро проявил свои таланты, трудолюбие и разносторонность, легко выполнял все учебные задания. Он даже помогал товарищам по учебе, поправляя их холсты для экзаменов за небольшую плату. За выпускную работу его наградили большой золотой медалью.

В эти годы молодой человек создал полотно «Гений искусства», которое было высоко оценили в Академии и определили образцом для копирования. Одну из картин юного дарования приобрел для своей коллекции его педагог А.И. Иванов.

Президент Академии потребовал, чтобы выпускник провел в учебном заведении еще 3 года для оттачивания навыков. Ему был выделен малоавторитетный среди студентов преподаватель, сменить его не получилось. Брюллов не захотел оставаться на таких условиях и отказался от предоставленного ему ранее права на заграничную поездку.

В это же время на молодого человека обратило внимание Общество поощрения художеств (ОПХ). Для подтверждения таланта он выполнил несколько работ, взамен получив оплату зарубежной поездки. Он должен был предоставлять подробные отчеты о своей деятельности: о получаемых впечатлениях и изучении произведений искусства, а также о своих новых картинах.

Таким образом, в 22 года Карл и его брат Александр поехали в Италию. В тот момент их родовая немецкая фамилия – Брюлло – была русифицирована по Высочайшему указу императора Александра I. Всего в Италии художник провел 12 лет.

В командировке Карл заинтересовался жанровой живописью. Он писал на эту тему помимо исторической и религиозной. Он находил вдохновляющие истории из окружающей действительности. Кроме этого, он создавал небольшие произведения акварелью также на темы жизненных наблюдений. Они стали называться «итальянский жанр» и часто заказывались аристократами в качестве сувенира. Помимо них, мужчина делал и самостоятельные, идиллические, легкие и лаконичные картинки. В основном они воспевали Италию, ее пейзажи и народ.

Особой популярностью пользовались портреты знати – как итальянской, так и российской. Они принесли живописцу истинную славу и популярность. В этих работах сочетались элементы барокко, классицизма и реализма и желание показать внутренний мир героя. Иногда у них был несколько декоративный характер из-за излишней изысканности обстановки и изображённых людей.

В 29 лет художник прекратил сотрудничество с ОПХ из-за большого количества заказов: он уже мог обходиться без их финансовых влияний. Также имел место конфликт по поводу сюжета холста «Итальянка, снимающая виноград».

В 30-летнем возрасте Брюллов начал создавать картину «Последний день Помпеи». Этому предшествовала тщательная подготовка: изучение исторических книг и непосредственно места трагедии, много эскизов с натуры.

Полотно произвело настоящий фурор как в России, так и в Европе. Тема была сенсационной для российской живописи – изображены обычные люди в момент трагедии. Император Николай I пригласил Карла на высочайшую встречу, но сначала художник решил посетить Малую Азию, Грецию и Ионические острова с графом В.П. Давыдовым. Во время этой поездки он заболел желтой лихорадкой. После выздоровления его ожидало срочное предписание явиться в Петербург для получения должности профессора Академии художеств.

Следуя в столицу, Карл посетил сначала Москву: его встречали как настоящего героя, в его честь устраивали невероятное количество приемов, там он познакомился с А.С. Пушкиным и В.А. Тропининым. Знакомство с портретистом перешло в крепкую дружбу. Также Брюллов создавал новые произведениями.

В 36 лет живописец прибыл в Петербург. Его приняли в Академии в торжественной обстановке по поводу невероятного успеха его «Последнего дня Помпеи». Он получил звание младшего профессора и поручение написать на тему из истории: «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году». Несмотря на серьезную подготовку, полотно так и осталось незавершенным. Кроме того, он руководил историческим классом и принимал участие в росписи лютеранской церкви на Невском проспекте.

Публике весьма полюбились портреты авторства Брюллова, заказывать их стало очень модным. Он писал и парадные, и камерные изображения знати и выдающихся современников: В.А. Жуковского, И.А. Крылова, А.Н. Струговщикова, А.М. Болотова и др.

В 43 года живописец получил предложение расписать плафон большого купола Исаакиевского собора. Нужно было изобразить фигуры апостолов, евангелистов и серию картин на тему «Страсти Христовы». Через 5 лет подготовки начались сами работы. Но длительное пребывание в сыром помещении и изнурительный труд плохо сказались на здоровье мужчины, обострив заболевания сердца и ревматизм. Он ушел из этого проекта. Его роспись закончил мастер исторической и церковной живописи П.В. Басин.

Когда Карлу было 49 лет, врачи настояли на посещении португальской Мадейры для лечения и восстановления. На следующий год он побывал в Испании, изучая наследие Веласкеса и Гойи. После этого он окончательно переехал в Италию. Особенностью поздних работ мастера можно назвать театрализацию и романтизм образов, желание зафиксировать дух времени с помощью точных исторических свидетельств. 11 (23) июня 1852 г., пребывая на лечении минеральными водами, художник умер от приступа удушья. Он похоронен в Риме.

Стиль и техника

Особое настроение и неповторимый стиль картин Карла возник благодаря таким факторам:

1. Творческая семья

Брюллов родился в семье из нескольких поколений художников – его отец был талантливым человеком и сызмальства учил ребенка рисованию. Мальчику передались способности, которые он успешно проявил, попутно воспитав в себе усидчивость и терпеливость.

2. Историческая обстановка

Творчество Карла пришлось на бурную историческую эпоху, связанную с политическими и другими изменениями и сменой художественных стилей. Поэтому в его картинах присутствуют и реалистические, и классицистические, и романтические, и барочные элементы.

3. Длительное пребывание за границей

Находясь за границей, он изучал работы предшественников и современников, следил за последними тенденциями европейской живописи.

4. Усердная учеба

Художник с раннего детства учился мастерству: сначала делая зарисовки с отцом, потом в Академии художеств, потом за границей. Даже находясь в довольно зрелом возрасте, не переставал познавать новое для себя.

Критическое восприятие художника Брюллова

Карл сделал большой вклад в развитие русского классицизма и романтизма и портретного жанра. Ему не было равных в создании портретов.

Знаменитая картина про гибель Помпеи настолько впечатлила общество, что поэт Е.А. Баратынский посвятил ей следующие строки:

«И был последний день Помпеи

Для русской кисти первым днем!»

Карл оказал влияние на многих последующих живописцев, например, И.Е. Репина, Н.Н. Ге. У него было много последователей и подражателей. Его произведения применялись для обучения нового поколения. Психологизм в изображении людей прослеживается у многих других русских мастеров.

В честь одаренного мужчины выпускались памятные марки, названы улицы в Москве и Санкт-Петербурге, в 2013 г. уставлен бюст на острове Мадейра. Он изображен на памятнике «Тысячелетие России» в В. Новгороде.

Поклонники до сих пор обращаются к творчеству Брюллова и восхищаются его мастерством в различных жанрах.

Заказать копию картины – художник Карл Павлович Брюллов, реплика или репродукция

Если вы хотите купить копию картины, автором которой является Карл Павлович Брюллов или другой известный художник, вы можете создать заказ на работу для художника на нашей бирже.

Сотни профессиональных художников предложат вам свои услуги. Выберите наиболее подходящий вариант по цене и качеству.