Казимир Северинович Малевич – картины и биография
Известные картины
Биография и факты о художнике
Настоящее имя: Казимир Северинович Малевич
Дата рождения: 11 (23) февраля 1879 г.
Дата смерти: 15 мая1935 г.
Художественное движение: импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, кубофутуризм, супрематизм, неопривитивизм.
Родной город: Киев, Российская империя.
Художник, прошедший творческую эволюцию от импрессионизма через кубизм к созданию нового авангардного направления и оказавшего большое влияние на искусство XX и XXI вв., это Казимир Малевич.
По мнению автора, его картины высвобождали краску из плена других целей и постепенно приближали человечество к «чистому искусству», где люди и природа становились равными по созидательной силе.
Помимо создания оригинальных произведений, художник-авангардист отводил много времени теории своего творчества, выступал с просветительскими лекциями, сотрудничал с государственными организациями в сфере культуры.
Художественный фон картин Малевича
В начале XX в. в российском искусстве зарождается авангардное движение. Его истоки кроются в европейском авангарде. Слово «авангард» означает «идущий впереди». Так художник А.Н. Бенуа назвал тех, кто увлекся модным течением и слишком отошел от общепринятых норм. К направлениям авангардистского толка относится, в частности, супрематизм, основанный Малевичем.
Слово «супрематизм» восходит к латинскому supremus, что переводится как «наивысший». В значение названия вложено преобладание цвета над другими средствами живописи. Это течение, представляющее собой разновидность геометрической абстракции. Для него характерны комбинации разноцветных основных фигур: квадрат, круг, прямоугольник, прямая линия.
Казимир родился в Киеве 11 (23) февраля 1879 г. Его отец имел польские корни, был дворянином (шляхтичем), работал управляющим на сахароваренном заводе. Мать вела домашнее хозяйство. Всего у них было 14 детей, но 5 умерли рано. В семье сохраняли традиции Польши, говорили на польском языке. Детство мальчик провел в селах в разных областях Украины. Увлекался рисованием, впервые картину маслом (пейзаж) создал в 16 лет. Ходил на занятия в Киевскую рисовальную школу под руководством художника-универсала Н. И. Мурашко, обучался у жанриста Н.К. Пимоненко.
Когда юноше было 18 лет, семья перебралась в Курск. Он устроился чертежником в Управление Московско-Курской железной дороги и свободное время уделял рисованию и даже возглавил кружок с близкими по духу людьми.В 21 год женился на Казимире Ивановне Зглейц, дочери курского пекаря, работавшей медсестрой. У них родилось двое детей.
Через 5 лет мужчина решился переехать в Москву, несмотря на недовольство жены, которая осталась с детьми в Курске. Он попробовал поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но не прошел. После этого жил в художественной коммуне в Лефортово, но,потратив все деньги, вернулся в Курск. Попасть в училище так и не получилось.
Когда мастеру было 28 лет, его мать обосновалась в Москве – она занялась столовыми. Найдя дом для всей семьи, она хлопотала о переезде сына и невестки. Отношения между супругами портились, и женщина ушла от мужа, забрав сына и дочь. Они уехали в с. Мещерское Чеховского района Московской области.
Тем временем Казимир 3 года отработал в мастерской живописца-акварелиста Ф.И. Рерберга. Участвовал в XIV выставке Московского товарищества художников.
Малевич познакомился с Софьей Михайловной Рафалович, дочерью заведующего хозяйством больницы, где работала супруга (развод еще не был оформлен). Софья вскоре стала его гражданской женой, а через 2 года, после официального развода с Казимирой, они вступили в брак. У них родилась девочка.
Казимир вошел в мир зарождающегося русского авангарда. Он выставлялся на экспозициях объединений «Бубновый валет», «Московский салон», «Союз молодежи», «Синий всадник», «Ослиный хвост». Работы относились к неопривитивизму и кубофутуризму. Оформлял издания футуристов, в частности А. Е. Крученых и В. Хлебникова, также создал оформление сцены и эскизы костюмов к опере «Победа над Солнцем». Взаимодействовал с издательством «Сегодняшний лубок».
В возрасте 36 лет Малевич перешел к абстрактным композициям и издал манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Написал свой легендарный «Черный квадрат», ставший своеобразным символом направления. На следующий год организовал общество «Супремус», в которое вошли увлеченные новейшим течением. Был призван в армию во время I Мировой войны, служил около 10-11 месяцев.
В 38 лет мужчину избрали в совет московского профессионального Союза художников-живописцев, также он стал председателем Худсекции Московского совета солдатских депутатов, принимал участие в просветительской работе и разработке Народной академии искусств. Позже возглавил общество «Бубновый валет». Военно-революционный комитет в Москве поручил вопросы сохранения памятников и художественных ценностей.
На следующий год художник-супрематист вошел в Худколлегию Отдела ИЗО Наркомпросса. В Санкт-Петербурге придумал декорации и костюмы к спектаклю под руководством В.Э. Мейерхольда по «Мистерии-Буфф»В.В. Маяковского. После встал во главе«Мастерской по изучению нового искусства Супрематизма» в Свободных государственных художественных мастерских.
В 40 лет мужчина переехал в Витебск и возглавил студию в худучилище. Опубликовал книгу «О новых системах в искусстве». В столице состоялась персональная выставка «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму», показывающая творческие искания автора.
Через год к мастеру примкнула группа авангардистов под названием «Утвердители нового искусства» – УНОВИС. Он сам практически не творил, сфокусировавшись на теоретических и философских трудах, выступал с лекциями, попробовал себя в архитектуре.
Свой главный теоретический труд – «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой»– Казимир выпустил в 43 года. Он уехал в Петроград. Участвовал в деятельности музея худкультуры. Его работы были представлены на Первой русской художественной выставке в Берлине.
25-летие творческой практики художник отметил второй персональной экспозицией в Москве. Ему на тот момент было 44 года. Также он занимался проектом росписей в супрематическом стиле для Петроградского фарфорового завода.
На следующий год Малевича назначили исполняющим обязанности директора Музея художественной культуры в Петрограде, позже он был назначен руководителем. Он продолжал представлять доклады и развиваться в архитектуре, создавая супрематические конструкции («архитектоны»). Через 2 года учреждение было упразднено и вошло в Государственный институт истории искусств.
В 48-летнем возрасте Казимир переехал в Киев, где занимался творчеством, преподавал в университете и писал научные статьи. Заключил 3-й брак с Наталией Андреевной Манченко. Детей у них не было. Также экспонировался на зарубежных показах в Варшаве и Берлине. По возвращении в СССР получил обвинение в шпионаже и провел несколько недель в заключении.
На Украине начались репрессии, направленные против некоторых лиц из интеллигентов, поэтому мужчина в спешном порядке вернулся в Ленинград, оставив многие материалы немецкому архитектору Х. Херингу. Осознав усиление политической борьбы в Советском Союзе, Малевич решился уехать в Берлин и забрал весь свой архив, даже приложив к нему записку на случай смерти или тюремного срока. Действительно, ОГПУ арестовало его, но освободило через несколько месяцев.
В год 50-летнего юбилея в Третьяковской галерее состоялась «Выставка произведений живописи и графики К.С. Малевича». Для нее он продублировал некоторые из картин, оставшихся в Европе, а также сделал копию «Черного квадрата». В тоже году его назначили наркомом ИЗО.
Когда мужчине был 51 год, ОГПУ вновь поместило его в тюрьму на несколько месяцев по обвинению в шпионаже. Его отдел в институте закрыли, а его самого уволили. Позже занимался эскизами для оформления Красного театра в Ленинграде, а также стал главой Экспериментальной лаборатории в Русском музее. До самой кончины был участником внутренних и зарубежных выставок.
Смерть наступила 15 мая 1935 г. из-за онкологического заболевания, обнаруженного двумя годами ранее. Малевич умер в 56 лет. Тело кремировали в Москве, в Донском крематории. Урна погребена в любимом месте мужчины около д. Немчиновки. Во время II Мировой войны точное местоположение захоронения было утрачено, поэтому памятные знаки стоят примерно.
Стиль и техника
Нестандартные работы, в которые вложены новые взгляды на творческий мир, появились на свет в результате таких событий:
1. Обучение живописи
Хотя Казимир так и не смог поступить в училище, он много трудился сам и обучался у живописцев. Это развило в нем талант, творческие вкусы и чувство цвета и композиции.
2. Влияние тенденций в сфере творчества
Влившись в новейший русский авангард, он быстро схватил основные тренды и постепенно переходил от одного стиля к другому, в итоге отдав предпочтение геометрическим композициям.
3. Теоретическое обоснование
Малевич не только создавал непривычные полотна, но писал труды по теории, где раскрывал свою философию и смыслы, вложенные в произведения. Активно пропагандировал и объяснял это направление.
Интересные факты о художнике
- Три страны включают Малевича в свое культурное наследие: Польша – по происхождению, Украина – по рождению, Россия – по месту деятельности.
- Дочку от второго брака назвали Уной в честь объединения УНОВИС.
- Одним из специфических приемов написания полотен было наложение слоев красок. К примеру, снизу черный, сверху красный. Из-за этого человеческий глаз воспринимает цвет уже не просто красным, а с оттенком темноты. Эта особенность помогала отличать подделки от оригинала.
- Картину «Супрематическая композиция» купили на аукционе Christie’s в 2018 г. почти за $86 млн.
Критическое восприятие Малевича
Казимир Северинович впервые определил сущность авангардного метода: необходимо составлять композицию с учетом скорости, веса и траектории движения. Он считал, что основу для такого подхода заложили П. Сезанн и Ван Гог, а авангард возник в результате естественных изменений в живописи.
Творчество мужчины – настоящая революция в культуре XX в. Для него было важно не только представить зрителю произведения, но и объяснить их новизну и свою философскую концепцию. Он утвердил самоценность живописца, который познает мир с точки зрения принципов единства, динамичности и бесконечности.
Супрематизм, создав особую гармонию, повлиял на становление других течений XX в.: конструктивизм, поп-арт, абстракционизм. «Архитектоны» можно уловить в зданиях того времени, а также в современном интерьере. Супрематические комбинации служат источником вдохновения для дизайнеров одежды и аксессуаров.
Таким образом, не сразу принятый в художественных кругах, Малевич оказал значительное влияние на современное искусство и до сих пор вызывает интерес к своим работам.
Заказать копию картины – художник Казимир Северинович Малевич, реплика или репродукция
Если вы хотите купить копию картины, автором которой является Казимир Северинович Малевич или другой известный художник, вы можете создать заказ на работу для художника на нашей бирже.
Сотни профессиональных художников предложат вам свои услуги. Выберите наиболее подходящий вариант по цене и качеству.