Леонардо да Винчи – картины и биография

Биография и факты о художнике
Полное имя: Леонардо ди сер Пьеро да Винчи
Дата рождения: 15 апреля 1452 г.
Дата смерти: 2 мая 1519 г.
Художественное движение: Высокое Возрождение (Чинквеченто).
Родной город: селение Анкиано, около городка Винчи, Флорентийская республика, Священная Римская империя.
Художник, чье имя знают буквально все, гениальный изобретатель, глубоко погружавшийся в каждую изучаемую тему, а также новатор – это Леонардо да Винчи.
Круг его интересов был невероятно широк. Он занимался и анатомией, и военно-инженерным делом, и скульптурой, и наукой. Несмотря на то, что художественное наследие мужчины сравнительно невелико (в некоторые периоды жизни практически не писал), он считается одним из величайших представителей периода Чинквеченто. Его вклад в развитие искусства невероятно важен.
Он впервые сделал линии изображения размытыми, в отличие от четких контуров, главенствовавших в средневековой традиции. Лишил очертания излишней четкости: так человек в действительности видит предметы на расстоянии. Смягчал цветовые контрасты и линии, чтобы появилась своеобразная дымка. Так появилась техника сфумато, которая перевела европейскую живопись на новый уровень.
Картины Леонардо да Винчи и их художественный фон
Высокое Возрождение – один из этапов развития культуры, последовавшим за эпохой раннего Возрождения, в котором все гуманистические идеи и постулаты воплотились в максимальной степени. Образы, созданные живописцами и скульпторами, отличались возвышенным идеальным строем, гармонией, монументальным величием и синтетическим характером. Хронологически этот период обычно указывают с конца 1490-х гг. до 1530-х гг. В это время были созданы многие мировые шедевры.
Поскольку Да Винчи интересовался не только творчеством, но и техникой и наукой, он применял научный подход к искусству. Любил исследовать все самостоятельно: перспективу, строение тела человека, растений и цветов, теорию красок и их свойства, воздушные и водные потоки и пр. Считал живопись «высшим искусством и наукой».
Леонардо родился 15 апреля 1452 г. во Флорентийской республике Римской империи. Отец был нотариусом, а мать – крестьянкой. Сначала мальчик жил с матерью, но отец женился на другой женщине и забрал трехлетнего сына к себе. Через 10 лет мачеха умерла во время родов. Отец вступил в новый брак. Хотел привлечь ребенка с юриспруденции, но тот никакого интереса к делу не обнаружил: его интересовало творчество.
В 14 лет да Винчи устроился в мастерскую Андреа дель Верроккьо во Флоренции. Город был интеллектуальным центром Италии. Юноша получил прекрасное образование, изучал черчение, химию, металлургию, литье из бронзы, работу с металлами, гипсом и кожей, занимался рисованием и скульптурой, ювелирным делом, резьбой.
В 20 лет художник получил степень мастера Гильдии Святого Луки – объединения деятелей искусства и печати.Членство в ней давало экономическую защиту и социальную помощь, продвижение и устранение конкуренции. Участники имели право официально продавать работы, открывать мастерские и обучать людей.
Когда Леонардо было 23 года, Верроккьо исполнял заказ на тему крещения Христа, и поручил ученику выполнить одного из ангелов (это была распространенная практика в то время). Ангел вышел великолепным, но Андреа понял, что уступает в мастерстве, и был неприятно поражен.
На следующий год да Винчи открыл свою мастерскую во Флоренции. Вскоре его обвинили в нетрадиционном сексуальном поведении, но по делу был вынесен оправдательный приговор. Мужчина стал усердно скрывать свою личную жизнь, опасаясь повторных разбирательств.В 29 лет получил первый большой заказ: алтарный образ «Поклонение волхвов»для монастыря Сан Донато вблизи Флоренции. Он приступил к работе, но не завершил.
Живописец много раз переезжал между Миланом и Флоренцией. В возрасте около 38 лет стал придворным художником Лодовико Сфорца, правителя Милана. В этот период он подробно изучал анатомию человека: строение черепа, движения мышц. В исследовательских целях проводил вскрытия казненных преступников – для изучения строения мускулатуры. Далее он всерьез занимался анатомией, писал трактаты, но после смерти эти работы растеклись по всей Европе. Анатомические рисунки удалось собрать почти через 200 лет после кончины в британскую Королевскую коллекцию.
К этому периоду относятся произведения «Мадонна в гроте», «Дама с горностаем», «Портрет музыканта», «Витрувианский человек», «Мадонна Литта», «Тайная вечеря», «Битва в Анджарии» и др.
Кроме того, Леонардо занимался механикой, пиротехникой, военной инженерией. Эти таланты также высоко ценились при миланском дворе. В 47 лет во Флоренции написал знаменитую «Джоконду» («Мону Лизу»), ставшую вершиной творчества. После нее постепенно уходит от живописи.
В возрасте 61-64 лет проживал в Бельведерском дворце резиденции папы римского, трудился над картиной «Иоанн Креститель». Дж. Медичи был покровителем мастера, но крупных заказов не давал. После переехал во Францию по приглашению короля Франциска I. Он получил звание первого королевского художника, инженера и архитектора. В этот период писал мало, но участвовал в организации пиршеств и в различных архитектурных проектах, также по просьбе короля соорудил механического льва, который мог ходить, а в груди была открывающаяся камера с цветами.
Через два года мастер перенес инсульт, у него онемела правая рука, и он с трудом ходил, а вскоре оказался прикован к постели. В 68 лет, 2 мая 1519 г., Леонардо умер в окружении учеников. Он не был женат, детей нет. Похоронен в королевском замке Амбуаз.
Стиль и техника картин Леонардо да Винчи
Да Винчи считается художником-универсалом, а также он был гениальным изобретателем. Его творения прочно вошли в мировую сокровищницу, и этому способствовали такие факторы:
1. Возрождение
Этот период характеризовался необычайной гармонией и подъемом гуманистических идеалов. Произведения искусства несли в себе гуманистически-религиозную окраску, что отразилось в творчестве да Винчи в качестве общей тенденции.
2. Сфумато
Одно из изобретений художника – техника, при которой контуры объектов представлены не четко прорисованными, а размытыми; активно применялась световоздушная перспектива с размытием дальних объектов. Именно так видит человеческий глаз.
3. Широкие интересы
Мужчину искренне интересовало невероятное количество тем и областей знаний. Его душа стремилась к созданию нового: как в искусстве, так и в технике. Благодаря разносторонности изобретатель смог приложить руку к большому количеству проектов.
Изобретения Леонардо да Винчи
Леонардо придумал колесцовый замок для пистолета, в котором искра высекается с помощью вращающегося колесика с насечкой. Это изобретение получило широкое распространение при жизни гения и применялось даже в XIX в.
Занимался вопросами полетов: изучал, как летают птицы разных пород и летучие мыши, какие задействуют мышцы и как это применить к человеку, проводил опыты. Дошел до идеи аэроплана: устройства, которым человек мог бы управлять, а не быть просто прикрепленным, а устройство приводило бы себя в движение собственной силой. Также работал над механизмом вертикального взлета и посадки.
Он первым предложил схему зрительной трубы с двумя линзами (телескопа), которую сейчас именуют системой Кепплера. Также к числу его изобретений (как реальных, так и приписываемых) относятся: парашют, укрепленная колесница (танк), водолазный костюм, робот-рыцарь (человекоподобный механизм в броне), самоходная тележка с пружинным механизмом (прообраз автомобиля), велосипед, пушка-пулемет, прожектор с увеличительными линзами, спасательный круг, скорострельный арбалет.
Некоторые задумки так и остались в проекте либо не были доведены до конца, но их размах и замысел поражают и говорят о высоком технологическом уровне развития той эпохи. Многие замысли были реализованы или развиты в дальнейшем.
Кроме того, художник увлекался кулинарией, сам готовил и даже был распорядителем придворных пиров. Придумал несколько приспособлений для облегчения поварского труда: крышка для кастрюли, штопор, механизм для домашнего помола специй и пресс для чеснока, прототип блендера (с ручным управлением ножами) и гриля (печка с вертелом).
Интересные факты о Леонардо да Винчи
- У Леонардо нет фамилии в современном смысле: фраза “daVinci” обозначает место происхождения («из городка Винчи»).
- Известно точное время рождения мужчины: «в субботу, в три часа ночи». Такую запись в дневнике сделал его дедушка по отцу.
- Есть гипотеза о том, что художник страдал косоглазием: почву дали некоторые странности, в т.ч. «загадочная улыбка Джоконды» и манера работать левой рукой в направлении справа налево.
- Большое внимание уделял теоретическому обоснованию художественных практик. Постоянно носил при себе блокнот, в который делал пометки к рисункам насчет перспективы, естествознания, инженерии, музыки и пр. Часто применял систему тайных символов, поэтому записи до сих пор полностью не расшифрованы.
- Есть версия, что мастер умер на руках короля Франциска I. Ее распространил Дж. Вазари, и она нашла отражение в искусстве. Но такое вариант развития событий малодостоверен.
- Психотерапевт З. Фрейд считает, что загадочные улыбки дам на картинах да Винчи – это смутные воспоминания о маме, с которой его разлучили в раннем детстве.
- Рисунок изобретателя представил настолько большую модель блендера, что исследователи поначалу приняли это за военную технику.
- Через 22 года после смерти художника-изобретателя его ученик Ф. Мельци скомпоновал из записей «Трактат о живописи» (“Trattatodellapittura”).
Последователи
Да Винчи посвятил много времени обучению нового поколения миланских художников. Он считал, что ученики должны сначала изучить перспективу, форму и работы мастеров, копировать их, работать с натуры прежде, чем приниматься за собственные опыты. Утверждал: «Научись прежде прилежанию, чем быстроте». Он призывал вглядываться в окружающий мир и исследовать его, искать новые формы, развивать фантазию. За годы практики он создал технологию написания лиц и фигур, одежды, неба, природных объектов, которую передавал ученикам.
Последователей живописца называют «леонардески». Вокруг него собрались Амброджо де Предис, Джованни Больтраффио, ФранческоМельци, Андреа Соларио, Джампетрино, Бернардино Луини, Чезаре да Сесто. Были также много подражателей. В основном ученики и последователи заимствовали манеру мастера, его же фирменный стиль остался непокоренным. Бывало, что подмастерья заканчивали картины учителя, если тот переключался на другие проекты. Однако большинство искусствоведов считают произведения «круга Леонардо» слабыми и подражательными.
Критическое восприятие да Винчи
Вклад гения в мировую культуру и технику исключительно важен. Изобразительное искусство перешло к новой технике и новому этапу развития. Реализм перешел на более качественную ступень. Многие изобретения получили продолжение в дальнейшем, т.к. они явно опережали свое время. Некоторые исследователи считают, что изобретатель заложил фундамент современного инженерного знания. Большое значение имеют его подробные работы в области биологии.
Картины Леонардо да Винчи пронизаны тонким символизмом и скрытым смыслом, отличаются вниманием к деталям и реалистичностью, поэтому они до сих привлекают внимание и интересны для изучения.
Многогранный талант, великолепные художественные произведения, инженерные проекты и все-таки загадочная личность делают да Винчи особенным человеком в истории всемирной культуры и техники.
Заказать копию картины – художник Леонардо да Винчи, реплика или репродукция
Если вы хотите купить копию картины, автором которой является Леонардо да Винчи или другой известный художник, вы можете создать заказ на работу для художника на нашей бирже.
Сотни профессиональных художников предложат вам свои услуги. Выберите наиболее подходящий вариант по цене и качеству.