Михаил Врубель – картины и биография

Известные картины
Биография и факты о художнике
Полное имя: Михаил Александрович Врубель
Дата рождения: 5 (17) марта 1856 г.
Дата смерти: 1 (14) апреля 1910 г.
Художественное движение: символизм
Родной город: Омск
Человек уникального таланта, проявивший себя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства. Долгое время картины Врубеля не имели должного признания со стороны публики и критиков, – это Михаил Александрович Врубель.
Он не принадлежал ни к одному из главенствующих течений: ни к передвижникам, ни к академистам, но пользовался достижениями последних, считая эти навыки профессиональной базой. Других художников врубелевского поколения вдохновляли идеи социальной справедливости, а он сам был далек от этого. Он ярко выраженный индивидуалист. Ему сложно было найти поклонников, потому что модерн только набирал обороты и был буржуазным, чуждым для России. Поэтому почитателей пришлось ждать много лет.
Художественный фон картин Врубеля
Картины мастера сочетают в себе мистицизм, чувственность и вольность. Этим они одновременно притягивали и пугали современников. Многие раскритикованные произведения стали символом нового этапа истории живописи.
На долю столь одаренного и неординарного мужчины выпала непростая биография. Необходимость укреплять здоровье, частые переезды, непринятие творчества, психическое заболевание и слепота – все это имело место в его жизни.
Михаил родился в Омске 5 (17) марта 1856 г. Отец, дворянин Александр Михайлович, был военным. Всего в семье родилось 4 детей-погодков. Двое из них не дожили до подросткового возраста. В живых осталась старшая сестра – Анна. Мальчик отличался слабым здоровьем, поздно начал ходить. Когда ему было 3 года, скоропостижно скончалась его мать.
Из-за военной службы отца семья часто переезжала. После Омска они жили сначала в Астрахани, потом в Харькове.
Уже в 4 года мальчик научился читать и с большим интересом рассматривал книжные иллюстрации. Особенно ему нравился журнал «Живописное обозрение».
Когда Мише было 7 лет, его отец женился на Елизавете Христиановне Вессель, петербурженке по происхождению. Она полностью посвятила себя воспитанию детей мужа. Спустя 2 года они переехали в Саратов, где проживали родственники мачехи. Тетя Александра Христиановна приобщала детей к миру музыки. Дядя Николай Христианович был профессиональным педагогом и много занимался с ребятами: он любил устраивать развивающие игры и домашние представления. Елизавета много сил приложила для укрепления здоровья пасынка.
К возрасту 10 лет мальчик проявил склонности к рисованию. Отец организовал для него занятия живописью с А.С. Годиным, учителем Саратовской гимназии.
Семья переехала в Санкт-Петербург. Александр Михайлович стал слушателем Военно-юридической академии, а его сын в 12 лет зачислился в гимназию с гуманитарно-эстетическим уклоном: много времени уделялось языкам, литературе, танцам, гимнастике. Юноша увлекался естествознанием и посещал занятия в Обществе поощрения художников.
Через 3 года отец был назначен на службу в Одессу. Юноша успешно учился в Ришельевской гимназии, интересовался историей и римской литературой. Он занимался живописью, но еще сильнее его увлекало театральное искусство. Гимназию он окончил с золотой медалью.
В 18 лет Врубель при содействии дяди поступил в Петербургский университет на юриста. Он учился не очень хорошо и даже оставался на второй год. Всему виной богемный образ жизни. Тем не менее он создал несколько иллюстраций к произведениям литературы.
Михаил активно участвовал в деятельности театров. Для того, чтобы иметь на этой деньги, он много подрабатывал репетитором и гувернером. Благодаря этому он совершил поездку в Европу с воспитанником.
Примерно 5 лет молодой человек жил в семье сахарозаводчиков Папмелей, став репетитором сокурсника. Именно они поощряли художественные таланты молодого человека. Он возобновил занятия, учился в академических вечерних классах. Он не защитил итоговую работу и окончил университет, удостоившись звания действительного студента – так обозначали выпускников, не получивших степени кандидата.
В 24 года, отбыв воинскую повинность, Врубель поступил в Академию художеств. Он стал вольнослушателем, параллельно занятиям он учился частно у художника-педагога П.П. Чистякова, который преподавал с упором на академическую систему, но с учетом индивидуальности обучающегося.
Студент так и не окончил Академию: он поехал в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. Там он приобщился к первоосновам русского искусства. Он осуществлял роспись и восстановление оформления. Получив большие деньги за оказанные услуги, окончательно отказался от завершения учебы.
Из-за напряженных отношений с женой киевского покровителя А.В. Прахова Михаил решил отправиться в Италию, чтобы изучать позднеримское и византийское искусство. Это погружение обогатило колористику. Еще он выполнял иконы для Кирилловской церкви.
В 29 лет живописец переехал в Одессу и думал остаться там насовсем, но уехал в Киев, когда отец выслал ему деньги. Там он интенсивно работал, но, несмотря на занятость, образ жизни вел богемный и спускал на это практически все гонорары. К работе часто относился небрежно. Тем не менее, он расписывал киевские церкви, развивал свой стиль, писал на заказ.
Глубокое погружение в религиозную тематику привело к душевному кризису. Художник уничтожил многие произведения, продолжал уходить в разгулы. Друзья всеми силами искали ему подработки – росписи, преподавание. Но он не получал того, чего хотел. Войти в гущу современной реальности ему помог переезд в Москву в возрасте 33 лет.Поводом к такой поездке, видимо, послужило увлечение цирковой артисткой.
В 35 лет мужчина проявил себя как иллюстратор – он принял участие в оформлении юбилейного двухтомника М.Ю. Лермонтова под художественной редакцией Л.О. Пастернака. Врубелевские рисунки были отобраны среди 18 авторов, но подверглись жесткой критике в прессе за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость». Тогда же было создано полотно «Демон сидящий».
К тому времени мастер переехал в Абрамцево. Там он увлекся изготовлением керамических изделий. С. Мамонтов помогал ему получать заказы на керамику. Он работал на заводах в Абрамцево и в Талашкино Смоленской области.
Вместе с семейством Мамонтовых Михаил поехал в Италию по делам керамического завода. Там он получал заказы в мастерских братьев Сведоских и А.А. Риццони. Они высоко оценивали творчество автора. По возвращении он написал несколько итальянских пейзажей по фотографии и выполнял задания на декоративное оформление зданий, занимался архитектурным проектированием. В них он соединил живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством.
В 38 лет художника опять одолела депрессия. После непродолжительной поездки в Италию он оказался в ситуации безденежья и семейных размолвок. Получив деньги за заказ, он уехал в Москву.
На следующий год он отправлял свои работы на выставки, пытаясь напомнить о своем присутствии в художественном пространстве, но успехом это не увенчалось. Мамонтов предложил автора для участия в оформлении павильона на Всероссийской нижегородской выставке. Предстояло создать 2 панно площадью 100 квадратных метров всего за 3 месяца. Врубель вместе с ассистентами взялся за дело, но комиссия не допустила экспонирование работы, посчитав ее чудовищной. Савва Иванович выкупил оба панно, и мастер с помощниками доделали их. Выставленные на обозрение, они вызвали бурную негативную реакцию в обществе.
В 40 лет Врубель в Санкт-Петербурге занимался подготовкой оперы-сказки «Гензель и Гретель». В числе прочего он занимался декорациями и костюмами. На репетиции он познакомился с Надеждой Ивановной Забелой, игравшей в спектакле. Это была любовь с первого взгляда, и предложение о женитьбе последовало очень быстро. Влюбленные обвенчались в Швейцарии.
Осенью того же года Забела-Врубель выступала в Харьковской опере. У ее мужа не было занятости, ему приходилось жить за счет супруги. Он решил заняться театральной живописью и костюмами, что продолжил делать и в Москве.
Через 2 года Михаил обращался к сказочно-мифологическим сюжетам. К примеру, были созданы картины «Царевна-Лебедь», «Пан», «Богатырь». Они имели под собой театральную или литературную основу. За камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже. Также он некоторое время работал на Дулевском фарфоровом заводе. Вновь обратившись к теме Демона, он создал «Демона летящего».
В 45 лет Врубель стал отцом – Надежа родила сына Савву. Она на время отказалась от выступлений в театре и посвятила себя ребенку и быту. Их содержание полностью легло на главу семейства. Ему приходилось напряженно работать, и вместо обычных 3-4 часов в день он проводил в мастерской по 14 и более часов, дыша свежим воздухом по 15 минут во время проветривания.
Такой режим привел к тяжелой депрессии. Состояние постоянно ухудшалось: появилась бессонница, раздражительность, болтливость, самоуверенность. Жена и друзья организовали прием у известного психиатра В.М. Бехтерева, который уставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич»– системное инфекционное заболевание, последствие сифилиса. Улучшений не было. Наоборот, добавились пьяные загулы, растраты и повышенная возбудимость. Мужчину положили в психиатрическую клинику Ф.А. Савей-Могилевича.
На фоне душевного заболевания в прессе вспомнили о Михаиле и вновь писали о нем, но тон статей изменился: авторы встали на его защиту и хотели донести до публики истинную сущность его творчества. Организованная персональная выставка была переломной, но мало кто верил в выздоровление мастера.
Состояние художника было плачевным. Проявления болезней удалось купировать до контролируемого уровня, но мужчина был очень замкнут и мрачен. Его перевели в московскую больницу. Прогноз врачей был печальным: дальше лишь физическая и духовная деградация.
Врубеля выписали из клиники. Он был безразличен ко всему, безуспешно пытался заняться живописью. На время его взбодрила смерть двухлетнего сына: он активно занимался похоронами и оказывал поддержку жене. Но вскоре состояние опять ухудшилось, и его отправили в больницу в Риге. Его беспокоили бред и галлюцинации, он морил себя голодом. Лечащий врач настаивал на творческих занятиях. Больной не выдерживал такого режима, и его перевезли в санаторную больницу доктора Ф.А. Усольцева в Москве.
Здесь произошло чудо: необычные методы врача привели к почти полной реабилитации. Пациенты жили как одна большая семья, виделись с родными, к ним регулярно приезжали деятели искусства. Психиатр поощрял творческую активность художника, и он много рисовал. С ним часто контактировал П.И. Карпов, который одним из первых в России исследовал творчество душевнобольных и предлагал рисование как метод лечения.
В возрасте 48-49 лет живописец создал несколько портретов жены Надежды в театральных костюмах и полотно «Жемчужная раковина». Его работы продолжали получать хорошие отзывы. Но, к сожалению, симптомы психического заболевания вернулись. Он вновь поступил в распоряжение доктора Усольцева.
Лечение дало временные результаты, мужчина ненадолго вернулся к творчеству, но у него падало зрение. Общественное внимание росло: ему присвоили звание академика живописи «за известность на художественном поприще», ему заказали портрет В.Я. Брюсова, поэта-символиста, ему было посвящено стихотворение. Но проблемы с глазами усиливались, и он вскоре ослеп.
Последние 4 года своей жизни Михаил провел в больницах. За ним ухаживали жена, сестра и свояченица. Его одолевали галлюцинации, он жаловался на усталость от жизни и даже спровоцировал у себя воспаление легких, подолгу простаивая зимой по открытой форточкой, но справился с ним. Он умер 1 (14) апреля 1910 г. в 54 года и похоронен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.
Картины Врубеля, их стиль и техника
Врубелевские произведения, неизменно отличающиеся собственным видением происходящего, были воодушевлены следующими факторами:
1. Увлечение театром и литературой
Почти все произведения автора имеют под собой театральную или литературную основу. Он увлекался этими видами искусства, любовь к ним привила тетя, к тому же его учеба была связана с гуманитарным направлением. Он делал эскизы костюмов, декорации, писал жену в различных ролях.
2. Учеба у П.П. Чистякова
Этот период оказал большое влияние на молодого человека, здесь он познал академизм. Павел Петрович был авторитетным педагогом и учитывал индивидуальные стили обучающихся. Все ученики признавали его единственным учителем за всю жизнь.
3. Специальное образование
Мастерству способствовала также учеба в Академии художеств. Это серьезная подготовка. Хотя Врубель так и не окончил ее, он получил много знаний и практики.
4. Работа с иконами
Занятия иконописью обогатили творчество мужчины и способствовали переосмыслению жизни, творческих замыслов. Также он подробно изучал византийское искусство.
Интересные факты о М.А. Врубеле
- Род художника происходил из Польши. Фамилия образована от слова wróbel, что переводится как «воробей».
- На юного живописца сильное впечатление произвела фреска Микеланджело «Страшный суд».
- Фронтон гостиницы «Метрополь» был оформлен по мотивам одного из забракованных художественной комиссией панно, подготавливавшихся для выставки в Нижнем Новгороде.
- О мастере снят биографический фильм (про период жизни в Киеве), также этот персонаж появляется в фильмах о Н.А. Римском-Корсакове и Ф.И. Шаляпине.
- Иллюстрации к лермонтовскому «Демону» считаются вершиной мастерства Врубеля-графика. Выбор пользу монохромности изображения позволял подчеркнуть драматичность сюжета и высокий уровень передачи фактур.
- «Царевна-Лебедь» – любимая картина поэта-символиста А.А. Блока.
Критическое восприятие Врубеля
Искусствовед Н.А. Дмитриева считает, что место живописца в мировом искусстве «исключительно и обособленно». Специалист В.А. Леняшин полагает, что мастер реализовал символизм как систему эстетических и философских принципов в живописи. П.Ю. Климов относит его к революционной ветви русского модерна.
Работы художника можно увидеть в коллекциях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Областном музее им. М.А. Врубеля (Омск), Киевской картинной галерее, Одесском художественном музее и Национальном художественном музее Республики Беларусь (Минск).
Врубелевские произведения и сегодня вызывают эмоциональный отклик у зрителей и желание понять взгляды и трактовку автора.
Заказать копию картины – художник Михаил Врубель, реплика или репродукция
Если вы хотите купить копию картины, автором которой является Михаил Врубель или другой известный художник, вы можете создать заказ на работу для художника на нашей бирже.
Сотни профессиональных художников предложат вам свои услуги. Выберите наиболее подходящий вариант по цене и качеству.