Никола Пуссен – картины и биография
Биография и факты о художнике
Полное имя: Никола Пуссен (Никколо Пуссино)
Дата рождения: 1594 г.
Дата смерти: осень 1665 г.
Художественное движение: классицизм.
Родной город: Лез-Андели, Франция.
Художник, не побоявшийся применить новаторские методы, которые вылились в новое крупное художественное течение, восхищавшийся Ренессансом и творивший на две страны, – Никола Пуссен.
Он был первым французским живописцем, который, применив постулаты классического стиля Возрождения, обращался к античной мифологии, древней истории, Библии. Он стремился раскрывать темы современной ему эпохи. В своих картинах Пуссенн воспитывал совершенную личность, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести.
Никола считается основоположником академизма – направлении, основанном на обязательном следовании формам классического искусства. Их основные предметы–древнегреческая и римская мифологии, библейские сюжеты, древняя история. Они показывают красоту, не подверженную времени, идеализированную, без различия по национальности. Направление получило распространение в XVI-XIX вв.
Художественный фон картин Пуссена
Франция времен Пуссена была передовым европейским государством. Она активно развивала национальную культуру, основанную на достижениях итальянского Ренессанса. Но именно он обратил внимание на Леонардо да Винчи и Рафаэля, в отличие от всеобщего восхищения маньеризмом, караваджизмом и барокко.
Детство и юность Николы мало задокументирована. Известно, что он родился в 1594 г. на хуторе Вийер недалеко от Лез-Андели. Его отец был родом из семьи нотариуса, а мать была вдовой прокурора. День рождения неизвестен, но некоторые биографы указывают 15 июня.
Предполагается, что он учился в иезуитской школе в Руане. Тогда он начал проявлять талант к рисованию, заполняя тетради рисунками людей. Он получил несколько уроков у художника-странника Нувеля Жувене.
В возрасте около 16 лет юноша пошел в ученики живописца Квентина Варена. Т.к. родители были против занятий художествами, в 18 лет он сбежал в Париж.
В столице рынок искусства находился на подъеме, было много заказов от богатых людей и церквей, но пробиться новому провинциальному автору было сложно. Пуссен сменил несколько мастерских, но не нашел наставника, который бы его полностью устраивал. К тому же он не вписывался в бригадный метод, широко применявшийся тогда. Он предпочитал работать в одиночестве.
Никола оказался втянут в крупные долги, которые не мог погасить, и переехал в родной город. Однако в 22 года он вместе в Вареном вернулся в Париж. В этот раз он познакомился с камердинером королевы Александром Куртуа и имел возможность ходить в Лувр и познавать работы итальянских мастеров и делать копии. Он также очень впечатлился коллекцией гравюр по мотивам Рафаэля и Романо и познакомился с античным искусством.
Первым парижским попечителем Пуссена стал шевалье Анри Авис – он ввёл молодого человека в придворную среду.Он некоторое время работал в больнице, чтобы изучать анатомию. Он выполнял задания по оформлению замков и церквей. Тяжелый труд привел к болезни, от которой он восстанавливался около года.
Никола мечтал попасть в Италию. В возрасте около 24 лет он поехал в Рим, но смог доехать до Флоренции. Документальные свидетельства очень скупы и запутаны. Предположительно, ему не хватило средств на поездку. Однако визит во Флоренцию имел большое значение для дальнейшего творческого развития.
В 25-26 лет художник в поисках работы много ездил по стране. Он остановился в Ланском колледже и усердно постигал там светотень, перспективу и симметрию.
Совместно с другими мастерами он получил заказы по оформлению Люксембургского дворца. Однако нет документов насчет того, какие именно изображения он выполнял.
В 26 лет Никола хотел снова отправиться в Рим, но его арестовали в Лионе за долги. Он смог расплатиться, отработав задание от парижского иезуитского колледжа на изображения святых. Он выполнил его всего за 6 дней.
Видимо, он начал набирать авторитет в парижском художественном кругу, потому что ему дали заказ для алтаря собора Нотр-Дам на тему Успения Богородицы. Это первое из сохранившихся крупных полотен автора.
Творчество 27-летнего художника привлекло внимание итальянского поэта кавалера Джамбаттиста Марино. Он стал покровителем для Николы, и он смог спокойно заниматься и развиваться. Он жил в доме кавалера, и хозяин часто ему помогал с передачей эмоций в произведениях. Также в библиотеке этого дома он изучал трактаты Альберта и Дюрера, рукописи и рисунки Леонардо до Винчи. Он делал иллюстрации для поэм Марино, ярко проявив при этом свою стилистическую особенность – раскрытие драматического смысла события через состояние его участников в слове и жесте.
Новаторством Пуссена на этом этапе является то, что он решительно отошел от главенствующей традиции изображать героев драматических сцен на античные сюжеты в театральных декорациях и костюмах со сложными деталями, кружевами, причудливыми головными уборами. Он выбрал новый, индивидуальный стиль.
Когда мужчине было 29 лет, Марино переехал в Италию и вызвал его к папскому двору. Предположительно, он прибыл туда через год. Некоторые искусствоведы считают, что именно с этого момента начинается карьера Пуссена-художника.
На тот момент в Риме находилось много художников из Франции, что позволило Николе сохранять национальные традиции и корни. Он много общался с итальянскими и французскими живописцами и скульпторами, интересовавшимися античностью. Особенно близко он дружил с Клодом Лорреном.
Добившемуся определенного успеха на родине Пуссену пришлось начинать все заново. Марино отбыл легатом в Испанию, и мужчина сменил несколько покровителей, но особых успехов он не добился. Кроме того, он был сильно ранен в уличной драке, едва не потеряв возможность писать. Финансовые дела были ужасными. Он не мог надолго погружаться в творчество, осмысливать сюжет. При этом он продолжал обучаться: занялся монументальной живописью, возобновил занятия анатомией, рисовал натурщиков и много писал на плэнере, особенно древние руины. Он делал обмеры скульптур и сам постигал лепку: формировал копии и собственные модели. Фигурки он применял в качестве постановки, чтобы получить на полотне правильные тени. Он дальше изучал Рафаэля и Тициана, делал гравюры.
Первыми римскими работами Николы являются батальные холсты на ветхозаветные повествования. Первым крупным заказом было полотно «Мученичество святого Эразма» для Собора св. Петра.
Поворотной картиной считается «Смерть Германика», после которой античная тема всегда подавалась им в моральном измерении.Он пошел в разрез с правилами классической школы: использовал язык движений тела для раскрытия душевных импульсов. Переживания он передавал позами, практически не использовалась мимика.Это полотно признано эталоном классицизма.
Когда мужчина находился в возрасте 36 лет, у него произошли большие изменения. Его не отправили на роспись капеллы, и он решительно ушел из монументальной живописи. Он полностью перешел на взаимодействие с частными заказчиками. После перенесенной тяжелой болезни он женился на дочери кондитера Анн-Мари, которая ухаживала за ним во время лечения. Он обучал брата жены, будущего пейзажиста Гаспара Дюге, который впоследствии даже взял фамилию учителя.
Пуссен достиг зрелого стиля и результатов, ставших признанными шедеврами. Он хорошо зарабатывал. Его картины очень ценились, и даже появлялись их копии, потому что многие хотели приобрести хотя бы не оригинальную версию. У автора был могущественный покровитель – кардинал Камилло Массимо.
Он по-прежнему вносил новшества в свою технику. Например, он включил в одно полотно множество главных и второстепенных эпизодов, свободно вписанных в единое пространство. Он вводил многоуровневую, но уравновешенную композицию, будучи убежденным, что бессмысленно творить без правильного соотношения частей.Зрелое творчество отличалось и от раннего, и от моды того времени. В дальнейшем образы, созданные им, оказали влияние на эстетику романтизма.
Художнику удалось создать вокруг себя круг меценатов, при этом он стремился к максимальной независимости, не связывая себя постоянными обязательствами ни с одним из клиентов. Крупным патроном был ученый и меценат Кассиано даль Поццо. Благодаря этим отношениям он мог пользоваться собранием документов, памятников и свидетельств о всех сторонах жизни, быта, культуры и политики античного Рима. Он тщательно изучал эти материалы, они помогали ему в создании полотен. Для заказчиков он выполнил множество холстов на литературные и мифологические темы, связанные с античностью. Много труда он вложил в религиозный цикл под названием «Семь таинств».
Пуссен отправлял свои работы и во Францию, у него появился постоянный заказчик – Поль Фреарде Шантелу, также у него заказывал кардинал Ришелье. Он решил пригласить Николу на службу в Париж, чтобы выполнять задания по «украшению королевских резиденций». Они долго вели переписку, и, поддавшись сомнениям, художник чуть не сорвал сделку. Шантелу был вынужден ехать в Рим, и после серьезных угроз он все-таки увез мужчину в столицу Франции.
Он был удостоен звания Первого живописца короля и назначен руководителем художественными проектами во вновь возводимых королевских строениях. Но камерный стиль Пуссена явился причиной конфликта с другими придворными мастерами и с официальным барокко.
Королевские заказы были непредсказуемыми. Ему пришлось браться за эскизы для фронтисписов издания Горация и Вергилия, а также Библии, готовящихся в Королевской типографии. Они тоже вызывали разногласия.
Проектом, поставившим точку в этом парижском этапе, стала перестройка и оформление Большой галереи Луврского дворца. Пожелания заказчиков противоречили друг другу, а размеры здания не позволяли Пуссену работать с привычной ему неторопливостью и вдумчивостью. В дополнение сюринтендант привлек его к убранству своего дома. Никола погрузился в сильный стресс. В итоге ему поручили поездку в Фонтебло, чтобы выяснить, можно ли реставрировать живопись авторства Приматиччо. Он очень обрадовался и попросил заехать в Рим за женой, на что получил согласие.
Он приехал в столицу Италии и остался там навсегда. Он продолжал исполнять эскизы для Лувра по контракту, а также через Шантелу находил клиентов в Париже.
Положение живописца в Риме было шатким. За время его отсутствия, по всей видимости, его забыли, и заказов было мало. Основной доходон получал из Франции.
Долгожданное призвание он получил после 46 лет. Его называли «Рафаэлем нашего века», хотя ему самому это не нравилось. Для некоторых мастеров он был непревзойденным авторитетом: за ним записывали, посвящали статьи и панегирики. По свидетельствам очевидцев, он был довольно аскетичен и много трудился в студии и на плэнере, много читал, прекрасно знал итальянский и латынь.
Пуссен брал церковные заказы, а также по обращениям Шантелу он создал несколько картин с экстазами святых и вознесением апостолов и Богородицы. Крупнейшей работой этого периода является 2-я серия «Семи таинств».
В возрасте около 55 лет он обратился к жанру пейзажа. Он писал их так качественно и так много, что искусствоведы применяют термин «пейзажный взрыв». Но они не носят отдельного характера, а лишь продолжают основную тематику – героизм, человеческое достоинство, истории из религии и мифов. В этих холстах показаны те же персонажи, но природа занимает доминирующую часть.
Ближе к 60 годам художника одолевали многочисленные болезни. Но он не падал духом и старался творить. Он довольно качественно писал, несмотря на то что у него порой тряслись руки. Он усердствовал в области раскрытия трагического в живописной сцене.
В 61 год положение Николы улучшилось, у него появились новые клиенты в Италии, и во Франции. Но состояние здоровья становилось хуже, и он перестал творить. Он поддерживал общение с людьми искусства и недолго обучал молодых. Но его окончательно победила тяжелая болезнь, и он скончался осенью 1665 г. в возрасте 71 года.
Стиль и техника
Произведения Пуссена имеют неповторимый колорит, глубину и точность, достигнутые благодаря таким факторам:
1. Интерес к античности и Ренессансу
Его привлекали холсты и методы Высокого Возрождения, а также античные мифы и история, поэтому они стали главными в творчестве.
2. Пребывание в Италии
Период жизни в этой стране способствовал пополнению знаний живописца о его любимых темах, причем на их родине, и развитию собственного метода.
3. Обучение анатомии
Знание устройства человеческого тела очень важно для точного изображения людей. Никола учился этому непосредственно в больнице, что позволило ему достоверно передавать различные позы.
4. Обучение скульптуре
Помимо этого для правильного изображения людей и отбрасываемых теней он изучал создание объемных фигур, обмерял их, выставлял макет для будущих картин.
5. Новаторство
Он всегда шел своим путем, не вписываясь в главенствующие способы. Следуя зову души о том, как работать, он создавал уникальные произведения.
6. Трудолюбие
Также мужчину отличало невероятная трудоспособность, он много творил почти до смерти, даже когда у него тряслись руки. Он вкладывал частичку себя в каждое произведение.
Картины Пуссена и их критическое восприятие
Никола дал начало классицизму и академизму, со временем занявшими важное место в истории изобразительного искусства. По мере развития этих направлений и просвещения начали появляться памятники талантливому автору в Париже, в Вийере и в Риме.
Он впервые вывел героев из театральных декораций и отказался от массивных одежд, а также для передачи эмоций применял жесты, а не мимику. Он первым использовал многоуровневые композиции. Такой техникой он повлиял на будущий романтизм, воспевающий героизм и благородство.
В 1960 г. в Лувре были собраны все сохранившиеся произведения, что было важно для охраны наследия. Был подготовлен полный научный каталог его картин.
Шедевры Николы, прекрасно выполненные и взывающие к благородным чувствам, до сих пор представляют большой интерес для изучения.
Заказать копию картины – художник Никола Пуссен, реплика или репродукция
Если вы хотите купить копию картины, автором которой является Никола Пуссен или другой известный художник, вы можете создать заказ на работу для художника на нашей бирже.
Сотни профессиональных художников предложат вам свои услуги. Выберите наиболее подходящий вариант по цене и качеству.