Сильвестр Феодосиевич Щедрин – картины и биография
Биография и факты о художнике
Полное имя: Сильвестр Феодосиевич Щедрин
Дата рождения: 2 (13)февраля 1791 г.
Дата смерти: 27 октября (8 ноября) 1830 г.
Художественное движение:классицизм, романтизм.
Родной город:Санкт-Петербург, Российская империя.
Художник, родившийся в семье из потомственных творческих личностей, первым добавивший романтических ноток в классицистические пейзажи и очень сильно полюбивший другую страну – Сильвестр Щедрин.
Он считается одним из основоположников русского реализма в изобразительном искусстве. Он принес новое видение в пейзажную живопись. Искусствоведы говорят, что еще во время обучения в Академии Художеств он стал отходить от канонов главенствующего классицизма – в частности условности и идеализированности и старался сделать пейзажи более реалистичными, точнее показывающими действительность, передающими местный колорит. Он хотел сблизить городской и сельский пейзажи.
Таким образом он завершил определенный период в развитии мастерства изображения природы и открыл новые горизонты для развития этой темы, чем существенно расширил художественное видение мира. В своих холстах он грамотно сочетал идеальную красоту с достоверностью жизни, наполняя их теплом, оптимизмом, живостью. Он стремился как можно глубже передать характер натуры.
Художественный фон
Сильвестр привнес романтизм в пейзажную живопись, а в поздних холстах присутствует тревожный драматизм. Он лирически переосмысливал окружающий мир. Он один из первых российских художников стал писать на плэнере – непосредственно с натуры. Его новаторство было оценено не сразу, вызвав протесты художников-консерваторов. Им казалось, что мужчина «придерживался рабского подражания природе, не допуская уклонений даже в пользу изящного».
Проблема заключалась в том, что академики тогда признавали только возвышенные классицистические темы, в основном взятые из истории или мифологии. Из жанров пейзаж занимал одно из последних мест. Если ученик показывал явные склонности к этому жанру, то педагоги брались за обучение. При этом природа не была самостоятельным объектом, а лишь фоном для происходящих событий.
В Академии существовало два пейзажных класса. Класс перспективного пейзажа делал архитектурные виды, а ландшафтный класс – парки и сельскую местность. Объектом искусства становилась природа, преобразованная самим человеком, фрагменты архитектурных сооружений, ухоженные парками, а не окружающая среда сама по себе. В то время никто не рассматривал природу как достойную самостоятельного изображения.
По канонам картина состояла из 3 планов. Первый – деревья или архитектурные сооружения; второй – центр композиции, он мог содержать фигуры людей; третий – изображение дали. Таких правил придерживался Сильвестр, когда начинал писать. По мере развития его творческого метода он связал воедино все три плана и вывел на первый план именно природу.
Сильвестр Щедрин родился 2 (13) февраля 1791 г. в г. Санкт-Петербурге. Он появился на свет в творческой семье. Его отец – ректор Академии художеств, скульптор. Его брат – архитектор и теоретик, а дядя – пейзажист.
Мальчик пришел в Академию, когда ему было всего 9 лет. Его приняли воспитанником в училище. Через 4 года он должен был определиться с направлением живописи. Он записался в пейзажный класс к своему дяде и даже учился у него некоторое время, но тот скоропостижно скончался. Мальчика зачислили в студию профессора-пейзажиста М.М. Иванова.
Сильвестр сразу обратил на себя внимание благодаря большому таланту. За свои работы он был удостоен серебряной и малой золотой медалей. Влияние Академии на юного художника было очень велико. Он полностью принимал господствующие там правила.
В 20 лет молодой человек окончил Академию. За дипломную работу он получил Большую золотую медаль и право на зарубежную поездку в качестве пенсионера. Но из-за войны с Наполеоном, неблагоприятной политической обстановки в Европе, восстания декабристов путешествие пришлось отложить. Однако события тех лет не нашли никакого отражения в творчестве Сильвестра.
Художник прибыл в Италию только через 6 лет. Там он прожил 12 лет – до самой смерти. Эта страна сильно изменила мастера. Еще во время учебы он копировал итальянские пейзажи и восхищался той природой. Увидев живую Италию, он сразу полюбил ее всем сердцем. Его сильно впечатлили местные жители, веселые и темпераментные, залитые солнечным светом улицы, цветущие деревья апельсина. Все очень отличалось от России, особенно от серого Петербурга.
Первыми итальянскими работами Щедрина считаются виды Колизея и античных руин. В них главенствует архитектура. По заказу великого князя Михаила Павловича он писал виды Неаполя. Он знакомился с шедеврами искусства Италии на их родине.
Приехав в Неаполь, Сильвестр был очарован этим городом, его, окрестностями и природой. Он много времени проводил на плэнере, создавая картины с натуры. Такой подход был редкостью. В стремлении как можно живее передать действительность, он стал отходить от традиционных канонов. Этому немало способствовало знакомство с мастерами школы Позиллипо, формировавшими индивидуальную творческую манеру, несмотря на небольшие разногласия с их лидером.
В Неаполе Щедрин стал вводить изображения местных жителей. Он наблюдал за ними, и они получали намного большую роль, чем просто второстепенные элементы в пейзаже.
Ему очень нравился Сорренто, это было его местом силы. Он часто находил там вдохновляющие сюжеты. Он посвятил серию произведений маленьким гаваням этого городка.
Итальянские работы Сильвестра наполнены величием и покоем, счастьем, добром, на них все уютно и жизнь неспешно течет. Понемногу в них начал проникать драматизм, который изначально не был им присущ. Он писал ночные виды с таинственным и тревожным лунным светом, бесподобно передавая особенности освещения и бликов на воде. Его интересовали особенности передачи световоздушной среды, поэтому некоторые картины он создавал с одной точки в разное время суток, чтобы поймать лучшее освещение.
Постепенно живописец набирал популярность у русской и итальянской публики. Его холсты, наполненные поэтичными нотами, вызывали восхищение. Многие приобретали эти произведения. Ему порой приходилось делать копии наиболее удачных полотен, потому что они быстро расходились.
Щедрин ходатайствовал о продлении срока пенсионерства, и ему пошли навстречу. Когда вышел полный срок, он навсегда остался в Италии. На его полотна был стабильный спрос, и он стал независимым. Ему уже не требовалась поддержка со стороны. К тому же он настолько полюбил эту страну, что не мог с ней расстаться. Он считал, это лучшее место для художника-пейзажиста.
В 38 лет он совершил путешествие по Северной Италии и Швейцарии в сопровождении княгини Е.М. Голицыной и графиней Е.А. Воронцовой. На одной из последних картин запечатлен интерьер римского дома Голицыных.
В это же время обострились признаки болезни печени, выявленные несколько годами ранее. Мужчина усердно лечился, менял врачей – но никто не смог помочь. Сильвестр скончался 27 октября (8 ноября) 1830 г. в возрасте 39 лет. Он похоронен в Сорренто.
Картины Сильвестра Феодосиевича Щедрина, их стиль и техника
На манеру писать и создавать необычные для своего времени, наполненные солнцем произведения у Сильвестра повлияли такие факторы:
1. Творческая среда
С раннего детства живописец находился в творческой атмосфере, т.к. его родственники были представителями различных сфер искусства. Он видел Академию и созидательные процессы сызмальства.
2. Классическое образование
Он получил качественное образование, причем учился с самого детства, пройдя сначала училище при Академии, потом уже учась в ней самой. Он поначалу тщательно следовал правилам, с опорой на которые нужно было строить изображение.
3. Пребывание в Италии
Безусловно, самое большое влияние оказала эта европейская страна. Сильвестр был безумно влюблен в нее, в ее пейзажи и местный колорит, что отражалось на картинах: он с нежностью передавал всю обстановку, подбирал подходящие краски. Его манера менялась по мере погружения в атмосферу Италии, оттачивания навыков и работы на плэнере.
Критическое восприятие картин Щедрина
Художник довел до совершенства то, к чему стремились его предшественники, и положил начало новому реалистическому развитию русской пейзажной живописи. Он передавал естественный колорит природы: нюансы солнечного света, бликов воды, переливов неба, дымки вдали. Он первым отошел от слишком изысканных канонов классицизма.
Щедрин стал одним из первых российских живописцев, показывавших не парадный вид столицы, а окраину и окрестности. Это было его новаторство. Также он ввел регулярную практику работы на плэнере.
Он оказал влияние не только на российскую живопись, но и на итальянскую. Его высоко ценили в Италии. Можно сказать, что он первый из российских пейзажистов, признанным за рубежом. В 1829 г. он был избран почетным профессором Королевского института изящных искусств в Неаполе. О нем есть статья в «Итальянской энциклопедии» (Enciclopedia Italiana) 1936 года.
После кончины художника его друзья пытались организовать перевозку картин в Россию, но их старания особым успехом не увенчались. Нам доступна только небольшая часть наследия пейзажиста. Сохранилось несколько его ученических работ.
Произведения Щедрина находятся во многих музейных и частных собраниях, среди них Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея и другие.
Картины Сильвестра, такие светлые и радостные, пронизанные невероятной любовью к окружающему миру, до сих пор радуют глаз ценителей прекрасного.
Заказать копию картины – художник Сильвестр Феодосиевич Щедрин, реплика или репродукция
Если вы хотите купить копию картины, автором которой является Сильвестр Феодосиевич Щедрин или другой известный художник, вы можете создать заказ на работу для художника на нашей бирже.
Сотни профессиональных художников предложат вам свои услуги. Выберите наиболее подходящий вариант по цене и качеству.