Уильям Блейк – картины и биография
Известные картины
Биография и факты о художнике
Настоящее имя: Уильям Блейк
Дата рождения: 28 ноября 1757 г.
Дата смерти: 12 августа 1827 г.
Художественное движение: романтизм.
Родной город: Лондон, Великобритания.
Художник и поэт, сам издававший собственные книги, черпавший вдохновение в видениях, создавший свою пророческую мифологическую систему, – англичанин Уильям Блейк.
Его проекты представляют собой уникальное явление в искусстве и книгопечатании. Посчитав свои стихи сложными для восприятия читателями, он решил дополнить их подробными иллюстрациями.
Это желание привело к тому, что автор освободил сознание от многих условностей, ведь ему нужно было придать зримый, конкретный облик несуществующим, фантастических героям, которые возникали лишь у него в голове.
Картины Уильяма Блейка и их художественный фон
Большое значение Уильям придавал чистым контурным линиям и тщательной прорисовке образов. Ему очень нравился классический стиль эпохи Высокого Возрождения, а современное искусство он не признавал. Вместо популярных тогда портретов и пейзажей маслом на холсте делал библейские сюжеты на бумаге. Особо его вдохновляли Микеланджело, Рафаэль и А. Дюрер.
Творчество мужчины довольно сложно классифицировать, но традиционно его относят к романтизму. Он много работал в технике гравюры, а также делал акварельные и карандашные рисунки. В целом его взгляды считались довольно радикальными, но у него не было никакого желания соответствовать общественному мнению.
Уильям родился 28 ноября 1757 г. в Лондоне в семье лавочника. У него было 4 братьев и сестер, еще двое умерли в младенчестве. Мальчик учился в школе до 10 лет, далее с ним занималась мать.
Сильное влияние на всю жизнь Блейка оказывала Библия, несмотря на то что его родители отклонялись от официального вероисповедания. Он был крещен в англиканской церкви.
Мальчик рано увлекся рисованием. Он часто копировал произведения мастеров прошлых лет, и это сформировало в нем любовь к классическим формам. Родители покупали ему добротные книги по искусству и отдали на уроки живописи.
В 14 лет юноша поступил на обучение граверному мастерству к Джеймсу Бесайеру, которое продлилось 7 лет. Во время обучения много занимался зарисовками с натуры в Вестминстерском аббатстве, где получил много впечатлений от живописных фресок. Отмечают, что у него были видения в церкви – Христа, апостолов, церковных процессий. Занятия в аббатстве способствовали формированию собственного стиля. По окончании учебы стал профессиональным гравером.
В 21 год Блейк поступил в Королевскую академию. У него возник длительный конфликт с президентом учебного заведения живописцем Джошуа Рейнольдсом. Они расходились в отношении к искусству и красоте.
В возрасте 25 лет художник познакомился с Кэтрин Буше, будущей женой. Через несколько месяцев после знакомства они обвенчались. Женщина была неграмотной, и он обучил ее письму и чтению, а после и гравюре. Кэтрин всегда была источником поддержки и вдохновения для своего мужа.
На следующий год мужчина издал первый сборник стихов – «Поэтические наброски». Он сотрудничал с издателем-радикалом Дж. Джонсоном, в доме у которого собрался кружок ведущих диссидентов. Блейк возлагал большие надежды на Американскую и Французскую революции, но был разочарован в них из-за деятельности М. Робеспьера и массовых казней.
Несмотря на это, 31-летний художник продолжал заниматься творчеством. Он экспериментировал с техникой офорта – гравюры на металле. Он изобрел способ«иллюминированной печати», который позволял создавать текст и картинку одновременно. Именно так были сделаны шедевральные иллюстрации к Библии, а также к многим собственным произведениям. Эту технику назвали рельефным офортом.Также Блейк пользовался стандартным методом гравировки интальо, но он был очень трудоемким.
Уильям в возрасте 47 лет начал работу над амбициозным трудом – книгой «Иерусалим, Эманация Гиганта Альбиона». Это самое значительное из пророческих сочинений. Автор написал текст поэмы, сам проиллюстрировал, сделал гравюры и отпечатал. Она содержит 100 листов и имеет несколько копий, как прижизненных, так и посмертных. Мастер вносил правки в течение 16 лет.
Сюжет разворачивается на протяжении длительного исторического периода от сотворения мира до Страшного суда. Художник изложил собственную концепцию человеческой истории в форме поэтико-космогонического мифа. В этот же период сделал серию иллюстраций к «Кентерберийским рассказам» Дж. Чосера и совместно с братом открыл выставку этих работ, но успехом она не увенчалась.
В возрасте 61 года присоединился к группе художников под названием «Шоремские Древние». Ее члены помогали с заказами. Они разделяли веру Блейка в художественное и духовное возрождение и антипатию к современному искусству. Со временем они признали мужчину своим лидером. Он занимался иллюстрированием «Книги Иова», Библии, «Пасторалям Вергилия» и пр.
Когда живописцу было 68 лет, он взялся за создание иллюстраций к «Божественной комедии» Данте. Он выполнил 7 пробных оттисков и несколько полностью законченных акварельных рисунков, но полностью выполнить проект не смог – он скончался 12 августа 1827 г. в 69 лет. В день смерти усердно работал над рисунками и написал портрет жены (не сохранился).
После похорон Кэтрин продавала работы мужа. Она утверждала, что ее часто посещал призрак мужчины и она с ним советовалась. Она пережила супруга на 4 года. Похоронена рядом с ним.
Во время II Мировой войны кладбище пострадало, и точное местонахождение могилы было утрачено. На примерном участке установлена стела с надписью «Вблизи этого места покоятся останки поэта и художника Уильяма Блейка и его супруги Кэтрин Софии». К 2018 г. была найдена сама могила, на ней установлена памятная надгробная плита.
Философия Уильяма Блейка
Мужчина не входил ни в какую политическую партию и резко осуждал в произведениях злоупотребление властью, бессмысленные войны, описывал негативные последствия революций. Он был против рабства. Ранние работы полны духа бунтарства и мятежности.Позже он изобрел собственную мифологическую систему со сложным символизмом.
Поначалу автор выступал против догматической религии, демонстрировал отвращение к христианству и его традициям. Писал, например, что «священник оскверняет чистейшие радости». Он относился к Христу не как к Спасителю, а как к подлинно творческой личности, символу единения божественного и человеческого, в то время как религия разделяет эти стороны. Считал, что нельзя отказываться от земных желаний, для тела и души все важно.
Критически относился к институту брака, полагая, что так любовь превращается в обязанность. Некоторые исследователи считают, что он пропагандировал «свободную любовь». Много внимания уделял лишенной предрассудков жизненной энергии. В поздних произведениях мотив свободных отношений звучал уже приглушенно, и идеалом стала искренняя любовь, способная пойти на жертву.
Мифологическая система изложена в пророческих книгах. В нее входят божества и герои. В истоках лежат Библия, греческая, римская и скандинавская мифология, трактаты теософов, оккультистов и религиозных мистиков. Создатель книг описал свою точку зрения на историю возникновения, упадка и крушения этого мира.
Вселенная в этой системе проходит через 4 стадии состояния души: высшее единение с Творцом; распад этой связи; появление христианского идеала восстановления отношений; современная действительность.
Художник утверждал, что с ранних лет у него были видения: ему являлись Бог, ангелы, различные призраки, включая исторических и мифологических личностей. Явления вдохновляли его на новые труды.
Последователи художника
«Шоремские Древние»– группа художников, которые считаются последователями гравера. Их история началась в 1818 г., когда 61-летний Уильям познакомился с художником-педагогом Дж. Линнеллом.Как уже упоминалось, они помогали граверу брать заказы. Ксилографические иллюстрации его авторства имели большой успех у молодых авторов, присоединившихся к группе. В ответ они объявили Блейка своим вождём и наставником, называя его «Истолкователем», а себя «Древними». Они противопоставляли себя официальному академическому искусству. Часто проводили встречи в квартире своего лидера, затем на загородной даче одного из членов. В основу группы входили Э. Калверт, Ф. Тейтем, С. Палмер, Дж. Ричмонд.
Стиль и техника Блейка
Столь значительно отступающие от консервативных представлений произведения появились на свет в результате влияния таких факторов и событий:
1. Роль Библии
Несмотря на порицание традиционных догм, Уильям был религиозным человеком, его родители были верующими, и библейское учение было с ним самого детства. Он пользовался Библией и для духовного совершенствования, и для вдохновения в творчестве.
2. Обучение граверному делу
Свои способности мастер применял в основном в этой технике.Он усердно учился, копировал произведения прошлых лет, работал с натуры. Гравировка требует кропотливой работы, выверенных шагов при создании рисунка и печатной формы, контроля и правки результата.
3. Видения
Помимо образов из Библии, Блейк часто использовал информацию из своих видений. Нередко он сразу зарисовывал то, что увидел. Это позволяло ему передать все подробности изображаемых сущностей.
4. Особый взгляд на мир
Художник пришел к своей мифологической системе, которой не было ни у кого. Его жизненная философия значительно отличалась от традиционной. Все это сделало его творчество таким необычным.
Интересные факты о художнике
- Некоторое время Уильям считал своего учителя по гравировке соперником в искусстве, но отказался от этой мысли, т.к. стиль педагога был устаревающим.
- Был причислен к лику святых Ecclesia Gnostica Catholica – это отделение международной оккультной организации «Орден восточных тамплиеров».
- Супружеская пара из Португалии искала точную могилу мужчины: приложив невероятное количество усилий, они обнаружили ее спустя 14 лет поисков. Стелу и реальное захоронение разделяют 20 метров.
- Русскому читателю Блейк стал известен в начале XX в. – к его книгам обратились поэты-символисты. Главным переводчиком стал детский поэт С.Я. Маршак.
Критическое восприятие Блейка
Уильям получил признание спустя примерно 30 лет после смерти. Обществу о нем напомнил британский искусствовед А. Гилкрист – он написал книгу с биографией поэта-художника. Она до сих пор считается самой авторитетной для изучения его жизни. Так его иллюстрации вышли из забвения. Считается, что они предвосхитили викторианскую сказочную живопись второй половины XIX в.
Заказать копию картины – художник Уильям Блейк, реплика или репродукция
Если вы хотите купить копию картины, автором которой является Уильям Блейк или другой известный художник, вы можете создать заказ на работу для художника на нашей бирже.
Сотни профессиональных художников предложат вам свои услуги. Выберите наиболее подходящий вариант по цене и качеству.