Василий Иванович Суриков – картины и биография

Биография и факты о художнике
Полное имя: Василий Иванович Суриков
Дата рождения: 12(24)января 1848 г.
Дата смерти: 6 (19) марта 1916 г.
Художественное движение: историческая живопись.
Родной город: г. Красноярск, Енисейская губерния, Российская империя.
Признанный мастер исторической живописи, возродивший на полотнах события давно ушедших лет,тонкий колорист и виртуозный«композитор»– богатое наследие оставил Василий Суриков.
Он занял особую нишу в искусстве. Ему были скучны академические правила, холодные, строгие и безжизненные. Он внес элементы быта и архитектурный фон. Группировка людей смотрелась невероятно органично и убедительно. Произведения практически переносили зрителя в изображенный сюжет.Несмотря на то, что на картинах много персонажей, каждый из них индивидуален. Автор тщательно прорабатывал детали.
Картины Сурикова и их художественный фон
Василий был один из немногих русских мастеров, взявшихся за темы исторического прошлого и сделавших это по-своему. Некоторые искусствоведы считают, что его холсты напоминают кадры из кино: выбран идеальный момент, и зрителю интересно, что произойдет дальше. Если мысленно запустить происходящее, оно оживет на глазах.
Представив обществу нестандартные картины, Суриков столкнулся с критикой. Художники академического круга считали эти произведения слишком скученными, представляющими «кашу» из лиц, напоминающими «парчовые ковры». В то же время выдающийся деятель искусства А. Н. Бенуа считал все вышеперечисленное достоинствами автора, а также ценил его за преданность национальным традициям и отсутствие западных веяний.
Василий родился 12 (24) января 1848 г. в Красноярске, крещен на следующий день. Его род происходил из казаков, пришедших с Дона. Отец был коллежским регистратором, служил сначала в Красноярске, потом по состоянию здоровья был переведен с. Сухой Бузим в другом уезде Красноярского края. Там мальчик окончил 2 класса приходского школы. В 10 лет поступил на учебу в уездное училище, уехал от родителей. Через год от туберкулеза умер отец, мать с тремя детьми вернулась в Красноярск; из-за нужды сдавала часть дома.
К рисованию Суриков приобщился в раннем возрасте. Брал уроки у педагога уездного училища живописца-педагога Н. В. Гребнева. У семьи не хватало денег на продолжение обучения юноши, поэтому после училища он пошел служить писцом в губернское управление. На работе его художественный талант был замечен енисейским губернатором. Он через мецената П. И. Кузнецова поспособствовал оплате учебы в Академии художеств.
В 20-летнем возрасте молодой человек прибыл в Санкт-Петербург, но сразу в Академию не прошел и ходил в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. На следующий год был определен вольнослушателем в Академию, еще через год – полноценным студентом. В течение 6 лет был учеником жанриста П. П. Чистякова, за достижения получил 4 серебряных медали и несколько денежных премий.Совершил поездку в Хакасию. Первую выполненную самостоятельно работу начинающего живописца приобрел его покровитель П. И. Кузнецов. Сделал несколько холстов на богословские темы. Окончил Академию в звании классного художника первой степени, был в числе лучших выпускников.
Суриков получил заказ на написание4 фресок на темы Вселенских соборов для Храма Христа Спасителя (из-за него отказался от пенсионерской поездки). Начав труды в Петербурге, через год переехал в Москву. Это была единственная заказная работа в его жизни, в отличие от других художников. Остальные произведения у него покупали за цену, которую устанавливал сам. Денег хватало на безбедную жизнь, качественные материалы, путешествия.
В 30 лет Василий женился на Елизавете Августовне Шаре (встречается написание Елизавета Артуровна Шарэ). В браке появились на свет дочери Ольга и Елена.
В творческой жизни тоже произошли изменения: живописец обратился жанру портрета. Одни из первых– портреты матери и брата. Также он смог осуществить свою мечту и начал писать на исторические темы. Первым таким произведением стало «Утро стрелецкой казни». Вступил в Товарищество передвижных выставок. Отправился в Европу: погрузился в художественное наследие Италии, Австрии, Германии и Франции.
Спустя 10 лет брака жена художника скончалась, у нее было слабое здоровье. Мужчина винил себя, что не уберег любимую, перестал творить, много говорил о боге. Пытаясь справиться с душевным кризисом, он с дочерьми уехал в Красноярск к брату. Совершил поездку по Сибири, изучал традиции и уклад быта местных народов: хакасов, вогулов, остяков и др. Снова взялся за кисть, делал этюды и работал над картинами «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы» (для ее создания посетил Швейцарию), «Степан Разин».
В 45 лет стал действительным членом петербургской Академии художеств, в 59 лет – членом Союза русских художников (предварительно вышел из общества передвижников). Через 3 года совместно с архитектором и живописцем Л. А. Чернышовым открыл рисовальную школу в Красноярске. Сам никогда не преподавал, но охотно делился опытом и давал советы молодым авторам. Предпочитал реализовывать собственные замыслы, которые требовали времени и усилий и поэтому были не совместимы с преподаванием.
Василий Иванович умер 6 (19) марта 1916 г., когда ему было 68 лет. Причиной смерти стала хроническая ишемическая болезнь сердца. В метрике указано воспаление легких. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Стиль и техника художника
Произведения Сурикова занимают особую страницу в истории российского изобразительного искусства, чему способствовали такие факторы:
1. Талант с детства
Несмотря на семейные финансовые сложности, Василий смог развивать способности, проявившиеся в раннем возрасте. Брал уроки у педагогов, занимался сам, в итоге получил меценатские средства для оплаты обучения.
2. Интерес к истории
Живописец любил историю и словно видел сквозь время. Желал запечатлеть важные для России события, но выбирал темы без кровопролитий.
3. Внимание к деталям
Мастер всегда тщательно готовился к каждой работе: высматривал на улицах типажи, изучал одежду, быт нужной эпохи и народа, натуру, выстраивал многофигурную гармоничную композицию, добиваясь нужных эффектов.
Особенности творчества Сурикова
Произведения Сурикова очень притягательны. В них есть какая-то загадка, благодаря которой они становятся близки зрителю. Изображенных персонажей, таких как боярыня Морозова, А. В. Суворов, Ермак, писали и другие мастера, но большинство помнит их именно на картинах Василия Ивановича. Он смог достоверно передать Москву прошлой эпохи. В этом помогло наблюдение: красноярцы напоминали ему москвичей, живших в XVII в. Он словно приоткрыл дверь в прошлое, преодолев не только расстояние от Москвы до Красноярка, но и попав на 200-300 лет назад. Тщательно подбирал типажи для историй, рассказанных на холстах. Искал людей, которые не просто надевали бы на себя исторические костюмы, но были бы словно из другого времени, поэтому они органично вписывались в происходящее. Искусствоведы считают, что он жил в двух временах. При этом автор иногда отходил от полной правды ради воплощения творческого замысла: усадил Морозову в сани вместо стула, изменил направление Кремлевской стены и т.п. Мастер не любил изображать кровавые сцены, убийства, казни. Он решил не поражать публику кровью, а побудить задуматься об истории страны.
Интересные факты
- Первая подписанная работа – акварель «Плоты на Енисее», созданная в училище под руководством учителя Гребнева.
- Во время учебы в Академии художник получил прозвище «Композитор», потому что много внимания уделял композиции произведения.
- В честь двоюродного деда (атамана Енисейского казачьего полка) назван остров Атаманский на р. Енисей.
- Василий любил музыку, умел играть на гитаре: его обучал известный московский гитарист Ф. Ф. Пелецкий.
- Знаменитая творческая династия Кончаловских-Михалковых – прямые родственники Сурикова. Внучка Наталья Кончаловская была матерью режиссеров Андрея (Андрона) Кончаловского и Никиты Михалкова.
- Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» была куплена императором Николаем II за 40 000 руб.: для русской живописи это рекордная сумма.
- В качестве модели для образа боярыни Морозовой позировала тетя Авдотья Торгошина, наилучшим образом вписавшаяся в типаж.
- После взрыва Храма Христа Спасителя невероятным образом уцелела работа, изображающая Четвертый Вселенский собор. Остальные уничтожены.
Критическое восприятие Сурикова
Творчество Василия Ивановича по праву считается вершиной развития исторической живописи в России второй половины XIX в. Он продолжал и развивал реалистическое направление. Отразил бессмертные революционные события, происходившие в нашей стране. Также показывал движущую мощь народа, его борьбу, страдания, переживания, героизм, веру в лучшее. Считал людей великой исторической силой.
Образы обладают непревзойденной убедительностью и внутренней стойкостью. Мастер тщательно работал над портретами и раскрывал духовный мир персонажей, показывал силу их характера.
Живописец вникал в сам дух истории, правдоподобно передавал атмосферу и колорит изображаемой эпохи, показывая сцены так, как будто мы сморим непосредственно с места событий. Зрители невольно становятся участниками происходящего. Обращаясь к событиям прошлого, живописец хотел поддержать людей, которым довелось жить в эпоху больших перемен.
Заказать копию картины – художник Василий Иванович Суриков, реплика или репродукция
Если вы хотите купить копию картины, автором которой является Василий Иванович Суриков или другой известный художник, вы можете создать заказ на работу для художника на нашей бирже.
Сотни профессиональных художников предложат вам свои услуги. Выберите наиболее подходящий вариант по цене и качеству.