Василий Васильевич Верещагин – картины и биография

Василий Васильевич Верещагин, картины художника и его биография
Василий Васильевич Верещагин
1842-1904

Известные картины

Биография и факты о художнике

Полное имя: Василий Васильевич Верещагин

Дата рождения: 14 (26) октября 1842 г.

Дата смерти: 31 марта (13 апреля) 1904 г.

Художественное движение: реализм, батальная живопись.

Родной город: Череповец, Новгородская губерния.

Виртуозный мастер батальных сцен, обвиненный на родине в антипатриотизме, показывавший не прилизанные триумфальные сцены, а настоящую войну, с ее болью, кровью, трудом солдат, – это Василий Верещагин.

Он был военным человеком, и его сильно впечатлили увиденные ужасы войн и казней. Он писал: «Я был особенно поражен тем фактом, что даже в наше время люди убивают друг друга повсюду под всевозможными предлогами и всевозможными способами». Он говорил, что слишком сильно переживает из-за каждого убитого или раненого и даже выплакивает потерю.

Картины Верещагина и их художественный фон

Верещагин прославился не только как художник-баталист. В течение жизни он много путешествовал (особенно в восточных странах) и делал зарисовки местной природы, видов, религиозных сооружений. Он показал российскому зрителю то, что было скрыто: местный колорит, традиции, одежду, декор зданий, портреты местных жителей, сценки из жизни и т.п.

Он с любовью писал национальные восточные орнаменты, зарисовывал узоры. Для точной передачи пейзажа он тщательно подбирал краски, использовал насыщенные оттенки. К каждой работе мастер подбирал специальную раму: для него это было продолжением произведения. Рамы подчеркивали тему холста и сами были предметом искусства. Зачастую они превосходили размеры картины.

Василий родился 14 (26) октября 1842 г. в г. Череповце Новгородской губернии. Его отец был предводителем уездного дворянства. В семье появилось 11 детей, но 4 из них скончались в раннем возрасте.

В 8 лет мальчик вместе с 11-летним братом Николаем зачислился в Александровский кадетский корпус для малолетних. Через 8 лет он перешел в Морской кадетский корпус. Он проучился там 2 года, параллельно занимаясь в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художников.

После учебы в кадетском корпусе Василий был воспроизведен в мичманы, отслужил несколько месяцев и ушел в отставку.

С 18 лет до 21 года молодой человек проходил обучение в Санкт-Петербургской академии художеств на отделении исторической живописи. Он познавал тонкости этого направления у признанных мастеров – А.Т. Маркова, Ф.А. Моллера, А.Е. Бейдемана.

Он уехал на Кавказ, прервав учебу в Академии. Там он находился около года, потом около 1,5 лет находился в Париже, обучаясь у Ж.-Л. Жерома, живописца и скульптора академического направления. Он прибыл снова на Кавказ, но еще некоторое время провел в поездках. В 23 года он приехал в Петербург для окончания учебы в Академии.

Через год Туркестанский генерал-губернатор К. Кауфман пригласил Верещагина к себе на службу на должность художника. Он приехал в Самарканд, но ему пришлось участвовать в тяжелой восьмидневной осаде цитадели города войсками шахрисабзских беков, китай-кипчакских племён и восставшими местными жителями. За оборону города его наградили орденом Святого Георгия 4-й степени.

В 26 лет художник устроил «туркестанскую выставку» и представил работы, созданные в Ташкенте, Самарканде, Туркестане и казахских степях.

После этого он отправился в путешествие по Семиречью и Западному Китаю. Он писал виды горных хребтов, рек и озер, делал пейзажные этюды.

Тогда в городах Западного Китая императорские войска подавляли долго текущее восстание. На улицах часто встречались горы пепла и человеческих костей. Населенные пункты покрывались руинами. Верещагин с глубокой печалью осматривал такие виды. К этому периоду относится картины «Апофеоз войны». Хотя она не носит конкретно-исторический характер, она считается связанной с казнями того времени.

В 29 лет Василий переехал в Мюнхен и продолжил работу над восточными картинами. Он написал «Туркестанскую серию», основанную на впечатлениях из поездки по Востоку.

В это же время он женился на Елизавете Марии Фишер (после замужества – Елизавета Кондратьевна). У них родилась дочь Клавдия, но она умерла в младенчестве.

Верещагин показал туркестанские полотна на выставках в Лондоне и в Санкт-Петербурге. На родине его обвинили в антипатриотизме и даже сочувствии врагу. От него ждали триумфальных военных сцен, но он представил обратную сторону: тяжелейший труд военных, уставших, раненых, погибших людей. Император Александр II и цесаревич были очень недовольны произведениями. Автор уничтожил несколько холстов из-за перенесенного потрясения. Позже Академия художеств удостоила живописца званием профессора, но он не согласился его принимать.

Василий провел следующие 2 года в Индии и в Тибете. Он изображал буддийские храмы и старинные мечети, каменные гробницы и наскальные монастыри.В этот период он перенес малярию. По окончании путешествия он приехал в столицу Франции в свою мастерскую.

В 34 года он узнал о начале войны с Турцией и пошел на фронт. Он был причислен к адъютантам главнокомандующего Дунайской армией и получил право свободного передвижения по войскам. Он был участником в боях. При бое за Плевну погиб его брат Сергей. Он был офицером.

В том же году Василий получил серьезную рану бедра. Из-за неправильно проведенного лечения у него развились признаки гангрены. Ему провели операцию по вскрытию раны, и мужчина пошел на поправку.

В 38-39 лет художник опять поехал в путешествие по Индии. После он поехал в Сирию и Палестину. Он написал несколько произведений на евангельские сцены и серию про казни: у древних римлян, в Индии и в России. В Европе полотна на темы Евангелия подверглись жесткой критике от католических священников, т.к. каноны в них не были соблюдены. Опасаясь жесткой реакции, мужчина вовсе не привез эти произведения в Россию.

В 47 лет Верещагин посетил США. Там он встретился с молодой пианисткой Лидией Васильевной Андреевской. Она участвовала в музыкальном оформлении выставок художника. У них завязался роман, и по возвращении на родину они начали жить вместе. Мужчина подал на развод с Елизаветой. Через год у Василия и Лидии появилась дочь Лидия, но через 6 лет она умерла.В последующие годы у пары родилось еще 3 детей: Василий, Анна, Лидия. Официальный брак они заключили через 5 лет после знакомства. В 49 лет мужчина взял в аренду у общины крестьян деревни Новинки участок на Москва-реке. Он хотел выкупить его и оформить в собственность, но смог это сделать через 12 лет. Он построил там дом для себя и семьи, хозяйственные строения и художественную мастерскую. После смерти живописца участок купил сосед под слом, и постройки были уничтожены.

Верещагин много путешествовал с женой и детьми: по рекам Пинеге и Северной Двине, Белому морю, они посетили Соловки,Ростов Великий, Кострому, Ярославль, бывали в Крыму.

Он написал 20 полотен, посвященных Отечественной войне 1812 г., – пейзажи с мест сражений, сцены битв.

Когда Василию было 59 лет, в газетах появлялись новости, что он представлен на Нобелевскую премию мира. Однако архивные записи Нобелевского комитета это не подтверждают. Художник был возмущен тем, что воля Нобеля о присуждении премий мира не выполняется. Он даже приехал в Стокгольм с выставкой, заявив, что он кандидат на награду, хотя его никто не назначал.

Живописец продолжил путешествовать: он посетил Филиппины, США, Кубу, Японию. В последней стране он провел немного времени: стало ясно, что скоро начнется война, и он вернулся в Россию. Он привез из Японии образцы национального декоративно-прикладного искусства, а также свои произведения в несвойственной манере с погружением в другую культуру. Он отступил от классических сочетаний цветов, приблизившись к импрессионистическим. Он начал 2 больших картины – «Прогулка в лодке» и «На прогулке».

С началом русско-японской войны мужчина отправился на фронт. Он погиб 31 марта (13 апреля) 1904 г.на броненосце «Петропавловск», который подорвался на мине во время внешнего рейда.

Стиль и техника художника

Верещагин писал глубокие холсты на военную тематику, а также на другие сюжеты. Они появились на свет благодаря таким факторам:

1. Художественное образование

Проявив свой талант еще в детстве, Василий развивал его и много обучался. Он ходил на занятия в школе рисования, а после получил серьезную подготовку в Академии художеств, а также навыки работы на плэнере.

2. Военное образование и личный опыт

Учеба в военных образовательных учреждениях была основной для юноши. Он получил полноценное образование в этой сфере. Он лично участвовал в сражениях. Он знал все о военном деле и войнах изнутри и показывал неприглядные стороны, полные боли.

3. Впечатления из путешествий

Он много путешествовал по разным странам и по городам России и привозил готовые картины, наброски, новые приемы и темы. Это существенно обогатило наследие автора.

Критическое восприятие Верещагина

Живописец по-новому преподнес живопись на военные темы в Российской империи: он показал не мощь армии, а бесчеловечность войны, страхи, смерть простых людей и солдат. Он демонстрировал цену, которую официальное правительство платит за победы. Он старался донести до зрителя сюжет, яркие характеры и детали.

Княгиня М.К. Тенишева так отзывалась о Василии: «надо быть благодарным хотя бы за то, что он ввёл в России батальный жанр».

В память о художнике названы улицы в разных городах России и город Верещагино в Пермском крае. В Череповце, в доме, где он жил до 8-летнего возраста, функционирует дом-музей. Также в честь мужчины назван Николаевский областной художественный музей, расположенный на Украине, и Центральная городская библиотека г. Череповца.

Полотна Верещагина вызывают эмоциональный отклик у зрителя и позволяют совершить экскурсию по экзотическим местам, но также напоминают о том, что любая война стоит дорого.

Заказать копию картины – художник Василий Васильевич Верещагин, реплика или репродукция

Если вы хотите купить копию картины, автором которой является Василий Васильевич Верещагин или другой известный художник, вы можете создать заказ на работу для художника на нашей бирже.

Сотни профессиональных художников предложат вам свои услуги. Выберите наиболее подходящий вариант по цене и качеству.