Виктор Михайлович Васнецов – картины и биография

Виктор Михайлович Васнецов, картины художника и его биография
Виктор Михайлович Васнецов
1848-1926

Известные картины

Картины не найдены.

Биография и факты о художнике

Полное имя: Виктор Михайлович Васнецов

Дата рождения: 3 (15)мая 1848 г.

Дата смерти: 23 июля 1926 г.

Художественное движение: историческая, бытовая, фольклорная живопись.

Родной город: с. Лопьял, Вятская губерния, Российская империя.

Живописец, впервые представивший на холстах мир русских сказок и былин, без которого невозможно представить иллюстрации к ним, – это Виктор Васнецов.

Он сам называл себя историком «на несколько фантастический лад». Являлся одной из ключевых фигур в искусстве второй половины XIX–начала XX вв. Был одним из первых российских живописцев, трудившихся в сферах театральных декораций, архитектуры и декоративно-прикладного творчества.

Стал основателем неорусского стиля, связавшего исторический жанр с романтическими нотками, выросшими из фольклора и символизма. В основу этого стиля положена свободная интерпретация мотивов народного искусства.

Картины Виктора Васнецова и их художественный фон

Живописец начинал как реалист, но в творчестве наступил переломный момент, когда вместо типичного реализма он начал обращаться к сюжетам из былин и эпоса. Современники не понимали: они ждали картин с социальными проблемами, разоблачением пороков, общебытовыми вопросами, но автор пошел по другому пути, представив через сказочные мотивы то, что волновало людей. Многих удивляла способность художника работать над несколькими несвязанными друг с другом проектами: в нем действительно сочеталось большое количество талантов.

Художник верил в лучшие душевные качества русского народа. Показывал народную мудрость и подвиги, которые давали человеку право на великое будущее. Его творчество рассказывает о добре, выборе, мужестве, силе, правде.

Виктор Васнецов появился на свет 3 (15) мая 1848 г. в с. Лопьял Вятской губернии. Отец был священником. Помимо служебных обязанностей, он имел разносторонние интересы и привил детям стремление к постоянному развитию, любовь к природе и родной земле, а также к рисованию.

Юноша учился в Вятском духовном училище, затем – в духовной семинарии. Здесь он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи. Древнерусская литература способствовала интересу к истории. Брал уроки рисования у учителя гимназии, который разглядел художественный талант. Кроме того, помогал с росписью Вятского кафедрального собора.

В 19 лет молодой человек создал иллюстрации к книге про пословицы этнографа Н. Трапицина, а позже опубликовал их в альбоме «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова». Написал первые полотна «Молочница» и «Жница».

Не окончив семинарию, уехал с Санкт-Петербург для поступления в Академию художеств (предварительно получив благословение отца), куда прошел в 20 лет. Также учился у художника-портретиста И.Н. Крамского.

Во время учебы в Академии получил две малые серебряные медали и одну большую. Выполнял иллюстрации к сказкам, сотрудничал с педагогом Н. П. Столпянским, создавал изображения для его книг «Народная азбука», «Солдатская азбука» и др., с помощью которых происходило обучение грамоте. Занимался работами бытового жанра, где героями были бедняки, старики, калеки.Выставлялся на учебных экспозициях.Удостоен бронзовой медали на Всемирной выставке в Лондоне.

Академию Виктор так и не окончил: по семейным обстоятельствам ближе к выпуску был вынужден больше заниматься заработками, а не учебой, поэтому получил лишь свидетельство об обучении. После академического периода в течение года путешествовал за границей. Там писал, участвовал в выставках, но чувствовал себя неуютно.

После возвращения из поездки поселился в Москве. Начал создавать картины на темы истории России и сюжеты народных сказок. Одно из первых таких полотен («После побоища Игоря Святославича с половцами») было куплено коллекционером П. М. Третьяковым (впоследствии неоднократно приобретал картины). Вступил в Товарищество передвижников. Иллюстрировал близкие по тематике книги. Входил в Абрамцевский художественный кружок С.И. Мамонтова, писал портреты семьи мецената. Правление общества не поощряло сказочные произведения, поэтому их выкупили Савва Иванович с братом.

В 29 лет Васнецов женился на Александре Владимировне Рязанцевой, происходящей из вятской купеческой семьи, дочке совладельца Косинской бумажной фабрики. В браке родились 4 мальчика и 1 девочка.

Виктор пробовал себя также в архитектуре: по его эскизам построена церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве, делал проекты фасада Третьяковской галереи, собственного дома-мастерской, дома мецената и коллекционера И. Е. Цветкова, построек для усадьбы Мамонтовых.Часть задумок реализовать не удалось.

Одной из главных своих работ живописец считал роспись Владимирского собора в Киеве. Приступив к ней в возрасте 37 лет, он посвятил оформлению храма почти 11 лет. Роспись заняла около 2000 м2. Параллельно он изучал памятники раннего христианства. Также расписывал храмы в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве.

Еще одним длительным проектом было написание картины «Богатыри»: на нее ушло около 25 лет. Первые эскизы относятся еще к началу жизни в Москве.

В 45 лет Васнецов стал действительным членом Академии художеств. В 64 года получил дворянское звание Российской империи, распространяющееся и на потомков, – был присвоен чин действительного статского советника.

Тяжело переживал Первую мировую войну и занимался созданием картин на патриотические темы: «Архангел Михаил воин» и «Один в поле воин», также изображениями для плакатов: «Русский Витязь», «Бой Ивана-царевича с трёхглавым змеем». Принимал участие в выставке «Художники – товарищам воинам».

В 67 лет участвовал в организации Общества возрождения художественной Руси, занимавшееся сохранением творческого наследия русского народа и распространением информации о нем, обеспечение преемственности, а также создание программ для школ рисования. Среди создателей объединения были И. Я. Билибин, К.Е. Маковский, М.В. Нестеров, Н.К. Рерих. Их деятельность была прекращена после Февральской революции.

Васнецов продолжал писать картины на темы из сказок. Умер в своем доме от остановки сердца 23 июля 1926 г. в возрасте 78 лет. Похоронен на Лазаревском кладбище в Марьиной роще в Москве. После уничтожения этого места перезахоронен на Введенском кладбище.

Стиль и техника

Художественный мир Виктора был необычным для традиционной живописи, что сложилось благодаря таким событиям:

1. Влияние отца

Именно отец дал детям возможности для всестороннего развития, привил любовь к родному краю, природе; поддержал переезд сына в Санкт-Петербург, чтобы он мог развивать свои таланты.

2. Учеба в семинарии

Церковное учебное заведение дало юноше хорошее образование, но кроме того здесь он познакомился с церковной литературой, памятниками старины, сформировавшими любовь к истории и трепетное отношение к институту церкви, а также навыки, которые позже он применял для росписи храмов.

3. Интерес к сказкам и былинам

Это была главная тема творчества, без которой его невозможно представить. Мужчину привлекал этот мир, впитанный им из деревенского детства. Он смог создать былинные образы такими, что они стали близки каждому зрителю.

Интересные факты о художнике

  • Виктор – старший брат живописца Аполлинария Васнецова, прославившегося изображениями старой Москвы. Оказал сильное влияние на становление брата.
  • Знаменитая «Аленушка» была написана в Абрамцево: автора сильно впечатлили местные березовые рощи и извилистые речки, овраги и пруды, поросшие осокой.
  • Васнецов, соглашаясь на роспись церквей, говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма».
  • Супруга Александра Владимировна была первой женщиной из Вятской земли, получившей высшее медицинское образование.
  • Сын Михаил в 1947 г. написал книгу об отце, изданную через год в честь 100-летнего юбилея со дня рождения художника.
  • Дочь Татьяна окончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества, стала живописцем, помогала отцу в изготовлении мозаик, занималась созданием дома-музея.
  • Внук и правнук (Андрей Владимирович и Федор Андреевич) также посвятили себя живописному искусству.
  • Искусствовед И.Э. Грабарь назвал «Аленушку» так: «символ русской печали с особым русским духом».

Критическое восприятие Васнецова

Творчество Виктора Михайловича имело важное значение для развития российского изобразительного искусства на этапе перехода от эры передвижников к модерну. Его работы отмечены монументально-декоративными чертами, предвосхитившими поздние модернистские произведения. Его мысли были близки поискам символистов. Он соединил несколько художественных направлений.

Несмотря на то, что мало кто из современников действительно понимал творчество художника, он продолжал создавать полотна в историко-былинном стиле, таким образом создав интересную страницу в истории живописи. Он нашел такие изобразительные средства, которые смогли передать необходимые эмоции. Вводил чувства в реальный пейзаж, что заставляло зрителя сопереживать происходящему, затрагивая глубинные душевные струны.

Васнецов внес свой вклад в театральную декорацию и костюмы, архитектуру, прикладное искусство.Творчество породило интерес к национальной культуре, привело к всплеску обращения к фольклору, сказкам и эпосу на рубеже XIX и XX вв. По достоинству живописец был оценен лишь после смерти, но теперь его работы навсегда в сердцах каждого русского человека.

Заказать копию картины – художник Виктор Михайлович Васнецов, реплика или репродукция

Если вы хотите купить копию картины, автором которой является Виктор Михайлович Васнецов или другой известный художник, вы можете создать заказ на работу для художника на нашей бирже.

Сотни профессиональных художников предложат вам свои услуги. Выберите наиболее подходящий вариант по цене и качеству.