Жан-Антуан Ватто – картины и биография
Известные картины
Картины не найдены.
Биография и факты о художнике
Полное имя: Жан-Антуан Ватто
Дата рождения: 10октября 1684 г.
Дата смерти: 18 июля1721 г.
Художественное движение:рококо.
Родной город: Валансьен, Франция.
Представитель «галантного направления», мастер праздных и театральных изображений, проживший короткую, но насыщенную жизнь – француз Жан-Антуан Ватто.
Он был невероятно талантливым и трудолюбивым: перед каждой работой он делал десятки набросков, добиваясь выразительности и точности изображения.Его способностями были поражены даже члены вступительной комиссии в Королевской академии художеств. Всего он оставил после себя около тысячи рисунков и более 200 картин.
Картины Ватто по праву считаются шедеврами французской живописи начала XVIII века. Наибольшую известность ему принесли групповые изображения фигур в парковом пространстве. Еще он касался военной тематики, мифологической, бытовой, религиозной, писал пейзажи и портреты.
Художественная среда и окружение художника
Творчество Жана-Антуана пришлось на период зарождения стиля, называемого рококо. Он считается одним из его основателей. В этом направлении писались особо милые полотна, многие из которых посвящены праздникам, отдыху на природе, показывали некие идеальные картинки. Они были пропитаны галантностью и изяществом.
На его творческую манеру повлияли работы предшественников разных школ и манер и современников, которые он тщательно изучал. Тем не менее он нашел свой стиль и колористические особенности.
Он предпочитал избегать контрастных сочетаний и локальных цветов, он делал богатые, сложные и утончённо-изысканные созвучия оттенков, прокладывал многослойные лессировки, создавал особую мерцающую фактуру. Его полотна пронизаны утонченным психологизмом, где важны подтексты и эмоции, но в то же время есть ощущение мимолетности счастья и скрытой печали.
Жан-Антуан Ватто был крещен 10 октября 1684 г. в г. Валансьене на северо-востоке Франции. Отец был кровельщиком и хорошо зарабатывал. У мальчика было еще три брата.
Он рано увлекся рисованием, и примерно в 10 лет отец пристроил его в ученики местному художнику Жаку-Альберу Жерену. Однако, он был не очень талантливым. Мальчик занимался с таким усердием, что быстро перерос своего учителя.
В возрасте примерно 15 лет Жан тайно ушел из родного города и пешком дошел до Парижа. Денег у него не было. Сначала он работал в мастерской художника-декоратора Метейе, но мужчина особых успехов не имел и покинул город. Также в столице юноша трудился в мастерской на мосту Нотр-Дам, где делал копии популярных картин, которые потом продавали за невысокую цену народу. В свободное время он много рисовал с натуры.
Прошло около 5 лет, и он обзавелся первыми покупателями: это были граверы и коллекционеры, продававшие предметы искусства, отец и сын Пьер и Жан Мариетт. Благодаря их собранию молодой человек ознакомился с творчеством великих предшественников – художников-профессионалов.
Мариетты способствовали тому, что он пошел в ученики театрального декоратора Клода Жилло, который любил показывать сцены из итальянских комедий (комедия дель арте). Он несколько лет учился у мастера, познавая и особенности изображения действительности, и театр изнутри. Именно эта тематика (актеры, сцены из спектаклей) и стала впоследствии вершиной творчества художника.
Проучившись таким образом около 4 лет, молодой мужчина перешел к другому декоратору – Клоду Одрану. Жан-Антуан уже отточил свое мастерство до высокого уровня, поэтому учитель создал ему комфортные условия для труда. Он на лету схватывал то, что описывал ему новый педагог, несмотря на отсутствие академического образования. В этой мастерской он впервые прочувствовал тонкости последовательного создания изображения, чтобы оно выглядело целым, равновесным и гармоничным. Познавая эти этапы, он впитывал в себя и моду того времени.
Одран был хранителем Люксембургского дворца, поэтому Ватто получил возможность осматривать его фонды. Там хранились картины, гобелены, мебель – то, что не было выставлено в Версале. Это стало огромным кладезем знаний и впечатлений по изобразительному искусству. Также оказали влияние виды дворца – он был окружен прекрасным ухоженным садом.
В 25 лет живописец решил поучаствовать в конкурсе Королевской академии художеств для получения премии, которая давала возможность отправиться в Рим для обучения искусству. Он прошел все предварительные этапы отбора, но в итоге занял 2-е место. Он посчитал это сильным поражением и уехал в Валансьен.
В течение следующих 5 лет он писал серию полотен по военным сценам, ставшую довольно популярной. Он познакомился со скульптором Антуаном-Жозефом Патером, который просил взять покровительство над его сыном Жаном-Батистом, увлекавшимся живописью. Он взял ученика и вернулся с ним в Париж. Там он устроился жить и работать у торговца Пьера Сируа, который заказывал у него военные картины. Он становился известным в столице, и его произведения нравились публике, хотя сам он относился к себе критично. В этот период у него развился туберкулез.
Параллельно в тематику холстов входила театральная жизнь. Это увлечение времен пребывания у Жилло принимало новый оборот и зарождало другой стиль. Он обычно изображал актеров на фоне пейзажа.
Сотрудничая с Сируа, молодой мужчина получил несколько покровителей. Так он смог ознакомиться с богатейшей частной коллекцией шедевров живописи и увлеченно их копировать. Благодаря заступникам он подал прошение о вступлении в Королевскую академию художеств и был успешно принят, потому что комиссия высочайше оценила его талант.
Поступающим в Академию давали 2 года для изготовления вступительной картины. Жан создавал ее целых 5 лет. В отличие от остальных кандидатов, ему позволили самому выбрать тему. Он неоднократно просил отсрочки, которые, хоть и были предоставлены, но их приходилось обосновывать. Благодаря высокой репутации автора готовая работа была высоко оценена и получила специальный статус «галантное празднество». Он был избран в полные члены Академии.
В возрасте 33 лет он был самым популярным живописцем в столице Франции. Один из попечителей немало способствовал этому, предоставляя ему выгодные заказы и восторженно отзываясь в обществе. Вести о невероятном таланте проникали в Европу.
Театр в живописи – мало представленная в то время тема, в ней Жан-Антуан был новатором. Он вдохновлялся знаменитыми парижскими балами и праздниками, а также на встречах ученых, художников, коллекционеров, утонченной обстановкой на этих мероприятиях.
В 35 лет у живописца произошло существенное обострение туберкулеза. По приглашению одного из поклонников он приехал на лечение в Англию к известному врачу, но результатов не было, к тому же он плохо переносил лондонский климат. Через полгода он вернулся в Париж, состояние его было очень тяжелое. Он поселился у своего друга, владельца антикварной лавки, и написал для него вывеску. Она отличалась от других большим размером и тем, что действие происходило не в пейзаже, а в интерьере.
В 36 лет проблемы со здоровьем продолжили преследовать мастера. Он был вынужден покинуть Париж, уехать подальше от городской духоты, в городок Ножан-сюр-Марн. Он пригласил к себе своего бывшего ученика Жана-Батиста Патера, и они творили вместе около месяца. Ватто временно почувствовал себя лучше, но все-таки болезнь победила: он умер 18 июля 1721 г.
Стиль и техника
Произведения и картины Жана-Антуана Ватто обладают невероятной притягательностью, трогательностью и галантностью, что стало возможным благодаря таким событиям в его биографии:
1. Талант с детства
Он рано проявил свой талант к рисованию, и благодаря поддержке отца смог начать обучение у местного профессионального художника.
2. Знакомство с театральным миром
На манеру в значительной степени повлияло пребывание автора у Клода Жилло, декоратора в театре. Именно тогда он сильно впечатлился особой атмосферой этого места.
3. Обучение у мастеров своего дела
Хотя первый учитель Антуана был мало талантлив, последующие педагоги помогали раскрывать в мужчине новые грани мастерства.
4. Знакомство с коллекциями у покровителей
Большое влияние оказал просмотр частных собраний произведений искусства, где он мог глубоко погружаться в работы предшественников, изучать и копировать их, расширять свой художественный мир.
5. Необычная тема
Особый шарм картинам придавал тот факт, что практически никто не писал театральных актеров. Это было новое слово, необычное видение, что также способствовало популярности.
Критическое восприятие картин Ватто
Жан-Антуан прожил недолгую, но полную творчества жизнь. Он оказал влияние на последующее развитие изобразительного искусства. Французский живописец Жан-Батист Шарден продолжил его колористическую манеру, а Жан-Оноре Фрагонар – тему галантных сценок, придав им новое звучание.
Прусский король Фридрих II был большим почитателем таланта мастера и выкупил несколько полотен для личной коллекции.
Высоко ценили произведения и поэты: они посвящали стихотворения их автору и писали по мотивам картин. Они считали, что в них присутствует необычная красота и очарование, соединенные с жизненным изяществом. Также любили его творчество и импрессионисты, в частности Мане, Ренуар, Роден, Дебюсси.
В 1884 г. в г. Валансьене был воздвигнут памятник в честь художника к 200-летнию со дня его рождения, также есть памятник в Париже.
В 2007 г. во Франции был снят фильм «Тайна Антуана Ватто», рассказывающий секрет одного из холстов.
Антуан Ватто – великолепный мастер «галантной живописи», его произведения проникнуты тонким лиризмом и занимают особое место в истории искусства.
Заказать копию картины – художник Жан-Антуан Ватто, реплика или репродукция
Если вы хотите купить копию картины, автором которой является Жан-Антуан Ватто или другой известный художник, вы можете создать заказ на работу для художника на нашей бирже.
Сотни профессиональных художников предложат вам свои услуги. Выберите наиболее подходящий вариант по цене и качеству.