Тициан: творчество и жизнь великого итальянского художника

Тициан: творчество и жизнь великого итальянского художника

Полное имя: Тициано Вечеллио

Дата рождения: около 1488 г.

Дата смерти: 27 августа 1576 г.

Художественное движение: ренессанс

Родной город: Пьеве-ди-Кадоре, Италия

Место жительства: Венеция, Италия

Часто провозглашаемый современным художником с импрессионистическими тенденциями, Тициано Вечеллио, известный как Тициан, веками почитался как художник-новатор.

Родившийся в северной Италии в Доломитовых Альпах, Тициан большую часть своей карьеры жил и работал в Венеции, столице Венецианской республики, которая зарекомендовала себя как грозная торговая держава в Средиземном море.

Всю свою долгую и блестящую карьеру Тициан пользовался большой славой и богатством благодаря своим связям с королевской семьей Европы, которые постоянно заказывали ему портреты и мифологии.

Стиль Тициана отмечен сверхъестественным вниманием к цвету и свету. Считается, что он даже сказал, что хорошим художникам на самом деле нужны только три цвета: черный, белый и красный.

Ранние годы

Тициан родился около 1488 года в маленьком городке Пьеве-ди-Кадоре в Доломитовых Альпах, бывшем владении Венецианской республики. Он происходил из семьи, в которой было много видных членов местного самоуправления - магистратов, мэров и послов, а также несколько художников.

Старший брат Тициана, Франческо Вечеллио, уехал из дома, чтобы учиться живописи в Венеции, и вскоре после этого стал уважаемым художником. Самого Тициана привезли в Венецию в возрасте 10 лет, для поступления в ученики к мозаичисту Себастьяно Зуккати.

Однако учеба у Зуккати была недолгой, и вскоре молодой Тициан попал в ученики к Джентиле Беллини из прославленной семьи венецианских художников Беллини.

По неизвестным причинам Тициан и в этот раз ушёл от преподавателя, и присоединился к мастерской брата Джентиле - Джованни Беллини, художника, которому приписывают введение чувственного венецианского стиля в Италию. Именно уроки, извлеченные в мастерской Джованни Беллини, дадут Тициану прочную основу на всю оставшуюся жизнь.

Учась у Беллини, Тициан познакомился с Джорджио Барбарелли да Кастельфранко, широко известным как Джорджоне, одним из художников, которые лучше всего представляли венецианский стиль живописи. Тициан восхищался Джорджоне как человеком и художником, и они часто вместе работали над произведениями. Это сделало атрибуцию и датировку ранних произведений Тициана чрезвычайно трудной для современных ученых, поскольку они имеют сходные черты с работами Джорджоне или подписаны одним из них, когда кажется, что они оба внесли свой вклад.

Некоторые из самых ранних работ Тициана включают фреску Геракла во дворце Морозини, Цыганскую Мадонну и Посещение Марии и Елизаветы.

Средние годы

На начальных этапах своей карьеры Тициан занимался многочисленными заказами, многими из которых были запрестольные образы и фрески. Его первым заказом, который в конечном итоге положил начало его карьере, были три фрески для Скуола дель Санто в Падуе. Как и его учитель Беллини, Тициан также удостоился чести работать во Дворце дожей в Венеции, рисуя большие изображения исторических и религиозных сцен. К сожалению, большая часть его кропотливых усилий во дворце была уничтожена пожаром в 1577 году.

К тому времени, когда Джорджоне умер от чумы в 1510 году, 22-летний Тициан уже сделал себе известное имя на венецианской художественной сцене. Когда его обучение было практически завершено, он и Беллини заняли вершину представителей венецианской живописи.

Наряду с работой в Венеции Тициан одновременно работал при дворах в Ферраре и Мантуе, и у него было мало свободного времени. Эти должности он получил после того, как провел месяц, работая на Альфонсо I, герцога Феррары, над несколькими картинами по мифологии, возможно, вместе со своим бывшим учителем, который также был приглашён герцогом.

Когда Беллини умер в 1516 году, Тициан взял на себя роль выдающегося художника Венеции и сохранял ее в течение следующих 60 лет, до своей смерти.

В 1525 году Тициан женился на молодой женщине по имени Сесилия, от которой у него уже был один ребенок, Помпонио. У пары родилось еще двое детей: сын, будущий помощник Тициана - Орацио, и дочь Лавиния. К сожалению, Сесилия умерла в 1530 году при родах Лавинии.

После безвременной кончины жены изменение стиля Тициана стало совершенно очевидным. Там, где он когда-то предпочитал яркие контрастные цвета и плавные, динамичные сцены, теперь он использовал более сдержанный стиль, используя более темные оттенки.

Преклонные годы

В последующие десятилетия Тициан работал при многих европейских королевских дворах, включая Рим, Урбино, Неаполь, Священную Римскую империю и Испанию, для которых он написал десятки мифологий, портретов и религиозных сцен. Именно в это время он написал некоторые из своих самых известных и знаменитых работ, в том числе «Даная», «Диана и Актеон», «Смерть Актеона» и «Похищение Европы».

Последние 26 лет жизни Тициан был почти полностью посвящен королю Испании Филиппу II, хотя находил время и для завершения ряда работ для меценатов в Венеции, например, для Дворца дожей.

Стиль и техника Тициана

Начало творчества

В начале своей карьеры Тициан черпает вдохновение в работах Джорджоне, отдавая предпочтение идеализму и натурализму. На самом деле, ранние работы Тициана настолько похожи на работы Джорджоне, что исследователи до сих пор не уверены, какие из них на самом деле принадлежат ему. Вполне вероятно, что два художника совместно создавали многочисленные работы, таким образом непреднамеренно запутав экспертов.

После смерти Джорджоне в 1510 году Тициан стал более полно развивать уникальный стиль. Он не делал акцент на идеализме и красоте, которые были близки Джорджоне в картинах, но добавил к своим ранним работам собственное новаторство и глубокое понимание цвета. Многие из них, такие как "Успение Богородицы" и "Мадонна Пезаро", вызвали споры со стороны консервативных старых художников, потому что Тициан осмелился создать нетрадиционные макеты.

Его «Святой Марк на троне с четырьмя святыми», возможно, наиболее ясно показывает его отход от Джорджоне в том, что Тициан стремился к «величию,основанному на реальности», а не к причудливой нарисованной поэзии, которую предпочитал Джорджоне. Многие утверждают, что эта работа является прелюдией к стилю барокко (бригсток).

В начале карьеры Тициана герцог Феррары Альфонсо I также поручил ему нарисовать ряд мифологических сцен, которые иллюстрируют его ранний стиль. К ним относятся "Вакханалия", "Вакх" и "Ариадна". Эти картины содержат энергию и движение, способные удерживать внимание зрителей.

Средние годы

К 1530-м годам карьера Тициана была отмечена волной заказов портретов для элиты Европы, и его картины этого времени были одними из первых, которые остальная Европа увидела в венецианском стиле, подчеркивающие цвет, плавную манеру письма и атмосферный тон.

В средние годы, и особенно после внезапной смерти его жены в 1530 году, стиль Тициана приобрел более сдержанную изысканность. Его работы привлекли внимание Карла V, императора Священной Римской империи, который заказал художнику ряд портретов. Карл V назвал Тициана графом Палатином и рыцарем Золотой шпоры — честь, которой никогда прежде не удостаивались художники.

Поздние годы

Преклонный возраст Тициана определяется его предпочтением несколько расплывчатых форм и ярких мазков, стиль, который редко можно было увидеть до 20 века.

Многие из его более поздних сюжетов были взяты из мифологии, а его хаотичная манера письма только добавляла таинственности и силы, которые окружают мифологические картины, как это можно увидеть в «Снятии кожи с Марсия» и «Смерти Актеона».

У таких картин есть особенность выходить за пределы физического, демонстрируя склонность Тициана к изображению таких эмоций, как замешательство и ярость. Тициан часто предпочитал размещать эти картины в ночной обстановке, возможно, признавая, что сейчас он находится в сумерках своей собственной жизни.

Кто или что повлияло на Тициана

Хотя Тициана часто называют новатором, он находился под влиянием множества итальянских художников, от своего учителя Джованни Беллини до великого Микеланджело.

Ранние влияния - Джованни Беллини

Хотя младший Беллини был не первым учителем Тициана, он провел большую часть своих лет становления, обучаясь в мастерской Беллини. Тициан известен как ведущий художник венецианской школы, но Джованни Беллини был отцом этой школы, укрепив предпочтение венецианского искусства к чувствам за счет использования роскошных смешанных цветов, мягкого света и плавных форм.

Тициан познакомился с этим в начале своей карьеры и принял уроки Беллини близко к сердцу, даже расширив их, чтобы стать новым мастером цвета и света в Венеции.

Джорджоне

Познакомившись в художественной школе у Беллини, Тициан и Джорджоне быстро подружились и установили профессиональные отношения, при этом Тициан выступал помощником Джорджоне в ряде проектов.

Джорджоне, который был на 10 лет старше Тициана, разработал лирический стиль, в котором настроение и чувства преобладали над формой и сюжетом. Тициан восхищался этим уникальным подходом к живописи, и многие из его ранних работ, такие как «Христос, несущий крест», явно созданы под влиянием Джорджоне.

Последующие влияния

Маньеризм

В начале 1540-х годов Тициан совершил свой первый и единственный визит в Рим, где познакомился с Микеланджело и начал чаще рисовать в стиле маньеризма.

Определение маньеризма несколько неоднозначно, но ученые сходятся во мнении, что оно относится к художественному стилю, который был популярен в северной и центральной Италии в середине 16-го и начале 17-го веков.

В то время как некоторые определяли маньеризм как стиль последователей определенных художников (например, тех, кто подражал Микеланджело во Флоренции и тех, кто подражал Тициану в Венеции), другие видели в нем снижение точности и реалистичности картин, созданных во времена Высокого Возрождения. Последний лагерь описывает маньеризм так: неточный рисунок, размытый цвет и торопливый и преувеличенный стиль - отличительные черты маньеризма. Стиль можно определить как антиклассический, когда художники изучают другие произведения искусства, а не природу.

Работы Тициана 1540-х годов, такие как «Каин, убивающий Авеля», «Давид и Голиаф», «Папа Павел III и его внуки» и «Жертвоприношение Исаака», демонстрируют качества маньеризма.

Венецианское искусство

В течение своей жизни Тициан продолжал развивать венецианский стиль живописи, задуманный Беллини, революционизируя технику масляной живописи своей выразительной кистью. У него была возможность в течение своей долгой жизни исследовать и совершенствовать свое ремесло, показывая венецианский стиль в Испании и Австрии, отправляя туда свои заказы.

После смерти Тициана итальянское искусство, казалось бы, разделилось на два отдельных лагеря: флорентийская школа Микеланджело и Рафаэля, где преобладали линейность и скульптурный стиль, и венецианская школа, отстаиваемая Тицианом, которая предлагала столь же впечатляющую, но более выразительную альтернативу.

Диего Веласкес

Во время визита Рубенса в Испанию он встретил молодого Веласкеса и отвел его посмотреть картины Тициана, поощряя его изучать итальянских мастеров живописи. Уже в следующем году Веласкес отправился в Италию, по дороге собирая многочисленные работы, в том числе работы Тициана. «Рокби Венера» Веласкеса напрямую вдохновлена «Венерой Урбинской» Тициана.

Импрессионизм

Многие картины Тициана, особенно его более поздние работы, предвосхищают импрессионизм 19 века. Такие картины, как «Снятие кожи с Марсия» и «Филипп II в доспехах», кажутся удивительно современными, и художники-импрессионисты пошли по стопам Тициана, предпочитая идею и эмоции форме и линии.

Критический фон Тициана

На протяжении всей его долгой карьеры работы Тициана обычно встречались с большой похвалой и удовлетворением, и сегодня он известен как один из отцов современной живописи.

Тициан был венецианским художником, достигшим наибольшей известности при жизни. Будучи особым фаворитом как императора Карла V, так и его сына Филиппа II Испанского, Тициан в целом пользовался положительными отзывами, поскольку его слава росла по всей Европе.

Однако некоторые из его ранних произведений были встречены с некоторым ужасом. "Успение Богородицы", например, вызвало споры среди некоторых старых художников и даже публики, которая была оскорблена роскошным изгибом женственной формы Богородицы.

Более поздние работы Тициана иногда тоже неправильно понимали. Филипп II Испанский написал в письме своей тете, что портрет, ныне известный как "Филипп II в доспехах", кажется незаконченным и, что художник работал слишком поспешно. Фактически, Тициан использовал некоторые приемы маньеризма, чтобы передать этот эффект, который, очевидно, не нравился Филипу.

Однако в целом мир искусства, коллективно идентифицировал Тициана как непревзойденного мастера живописи венецианской школы.

После смерти - 17, 18 и 19 века

Тициан всегда высоко ценился в эти века как один из великих старых мастеров, но критики в то время предпочитали Рафаэля за его более очевидное почтение к античному искусству.

Этот спор между тем, что в основном является консервативизмом и прогрессивизмом, возник из-за различных мнений о рисовании во время итальянского Возрождения. В то время как такие художники, как Рафаэль и Микеланджело предпочитали, чтобы их картины были нарисованы точно, точность не была так важна для венецианских художников, таких как Тициан.

Таким образом, Рафаэль рассматривался такими критиками, как Джорджо Вазари, Джованни Пейтро Беллори и Антон Рафаэль Менгс, как идеальный художник эпохи Возрождения, запечатлевший классицизм. Эти же критики признавали и мастерство Тициана, но всегда с таким подтекстом, что они больше ценили мастерство невенецианских художников.

20 век - настоящее время

Примерно в середине 19 века взгляды на неотъемлемое превосходство античного стиля стали меняться. Античность теряла свой престиж, статус Рафаэля как образца живописи угасал, а критики, такие как Делакруа, с большим энтузиазмом начали писать о Тициане и художниках, следующих его стилю.

Хотя Тициан также находился под сильным влиянием античности, как и почти все художники того времени, он не чувствовал себя связанным с ней, что отличало венецианскую школу от других, таких как флорентийская.

По мере того, как эти новые взгляды укоренялись, критики и ученые ставили Тициана выше Рафаэля, считая его «наиболее почитаемым из всех старых мастеров». Конечно, существуют разные мнения, и откровенный Джон Рескин ясно дал понять, что предпочитает учителя Тициана Беллини всем другим художникам эпохи Возрождения, называя работы Тициана «вялыми и жеманными», но сразу даёт оценку и качествам Тициана - "Есть странный подтекст вечного ропота по поводу его имени, что означает глубокое согласие всех великих людей в том, что он больше и выше их».

Большинство искусствоведов сегодня высоко ценят Тициана, называя его одним из основоположников современного рисования.

Вам также может быть интересно