О курсах рисования, или как трудно быть новичком

О курсах рисования, или как трудно быть новичком

Многие курсы ориентируются в основном на любителей рисования и новичков. С одной стороны, это дает большому пласту людей возможность попробовать что-то новое и полезно провести время, ведь творчество – надежный помощник в улучшении морального и физического состояния.

Большим плюсом курсов для начинающих является легкость в поиске соратников, а также среды, где можно помимо развития получить советы и обменяться опытом. Многие новички иногда настолько увлекаются, что могут даже сменить сферу деятельности и зарабатывать благодаря новоприобретенному хобби.

Однако неведением начинающих художников часто пользуются неблагородные учителя, так как понимают, что только начинающие знакомиться с творчеством люди не могут различать хорошие примеры от некачественных, так как довольствуются появившейся возможностью копировать демонстрируемое.

К сожалению, творческие способности многих преподавателей экспресс-курсов часто ограничены, а сами учителя могут довольно грубо ошибаться. Это перенимают и ученики, ослепленные иллюзией о "мастерстве" наставника. Такая ситуация может обернуться тем, что новички получат лишь самую скудную информацию о рисовании и небольшой набор разрозненных приемов.

Как известно, чем меньше у человека развит навык визуально-эстетического восприятия, тем больше его взгляд притягивают откровенно примитивные вещи. Конечно, способность отличать настоящее искусство от баловства не всегда пригождается в первую очередь, особенно тем, кто занимается рисованием "для души". Отчасти благодаря более свободному отношению к рисованию стало популярным направление "sketching", где ошибки не являются чем-то критическим, а главными характеристиками определились расслабленность движений и спонтанность действий.

Ради достижения поставленных целей и стремления развить навык придется очень многому научиться и усердно работать даже над самыми мелкими и на первый взгляд неважными деталями. Каждому новичку хочется быстрее наполнить свои произведения неким смыслом.

Сил придется потратить еще больше, если потребуется переучиться. Такое бывает часто, ведь правильно сформированная база помогает определяться уже с более сложными концептами. Если ученику изначально помогали с формированием логики в основах, то самовыражаться станет проще. В какой-то момент мысли перетекут от вопроса "как это сделать?" к многочисленным идеям.

Обучаться чему-то можно всю жизнь, так как все окружающее нас движется вперед. Но всегда будет существовать некая опора, примерно одинаковая для всех ответвлений искусства. Для такого "движения вперед" необходимо грамотно выстроить практический процесс, не отвлекаясь на растрачивание энергии и создание иллюзии активного сотворения.

Важно также понимать, что ошибки – это не что-то плохое, они помогают запомнить, в какую сторону лучше не двигаться вовсе, чтобы не испортить целостную картину.

Потребительское отношение.

Зачем люди чаще всего берутся за освоение любого навыка? Ответ прост – чтобы иметь возможность больше заработать и вырасти в глазах конкурентов. Либо, как вариант, для получения одобрения общества и положительных эмоций, а также самовыражения.

В случае потребительского отношения к навыку человек может стать очень удобным объектом в плане манипуляций. И это отношение подпитывается большинством обучающих курсов для новичков: ученик развивается, получает одобрение наставника и это видят окружающие, а учитель возвышается в глазах учеников, когда часто их хвалит. Естественно, такие курсы – отличный способ заработать, если проводить их с определенной периодичностью.

Многие начинающие художники не передвигаются на ступеньку вверх по лестнице искусства, они остаются на уровне "базовых уроков", так как в среднем занятия не дают положительной динамики. Стоит научиться распознавать курсы, которые не смогут дать явного продвижения.

Признаки некачественных курсов:

1. Составленный план занятий сделан "для галочки"

Частая формулировка пустых планов — "от простого к сложному". Но уровень закончившего курс новичка не будет сильно отличаться от начального, так как движение было в диапазоне "от очень простого к простому".

2. Нет пространства для фантазии и творчества

Творчество – ни в коем случае не копирование чужих произведений, не воссоздание уже созданного. Конечно, технику нужно отрабатывать, но понимать различия необходимо.

Для начала определимся с сутью творчества. Оно – явление самостоятельности, где техника и пассивные образы являются лишь инструментами на подмогу идее и чувству. Благодаря творчеству можно создать что-то новое и особенное из существующих компонентов. Поэтому особого смысла в копировании материалов нет.

3. Строгие алгоритмы

Новичков легко обмануть, представив им какой-то вариант исполнения как единственно правильный и наилучший. Хотя в рисовании нет строгих границ, соблюдаются распространенные принципы. Но это совсем не значит, что какими-то известными приемами можно ограничиться.

Критерии выбора курсов рисования.

1. Длительность

Не всегда полугодовое обучение приносит плодов больше месячного курса, так как навык формируется в течение более длительного периода. С другой стороны, никогда не угадать, что может произойти через пару недель. Поэтому перед записью на долгосрочные занятия стоит наперед оценить свое свободное время и количество сил.

2. Регулярность

Для формирования навыка нужно прежде всего определить частоту, с которой будет комфортно посещать занятия. Оптимально – каждый день, так как при посещении курсов лишь раз в неделю особого прогресса не появится. Важно не только слушать материал, но и воплощать услышанное на практике.

Поначалу не стоит пренебрегать практическими занятиями и планировать задачи не по возможностям. При появлении усталости лучше отложить творчество и дать себе отдохнуть (желательно каждый час). Усталость может не проявиться даже по истечении нескольких часов, если курс действительно интересен и проходит в расслабленной и доверительной обстановке.

Лучшей стратегией для новичка будет углубленное изучение конкретной темы. При интенсивных занятиях можно приобрести приличный опыт за пару месяцев и пойти дальше.

3. Конкретность и узкая направленность

Человеческому мозгу обычно трудно дается многозадачность – концентрация и энергия падают, а количество аспектов, которые нужно охватить, только растут. Поэтому направленность курса для новичков должна быть узкой – например, занятия на протяжении нескольких месяцев будут посвящены рисованию в стиле achromatic (оттенки серого). Там от базовых понятий (светотень, пропорции, перспектива, простые фигуры) постепенно идет продвижение к усложненным объектам, обращается внимание на свойства изображаемого.

Если брать в рассмотрение курс по работе с цветом, то он должен длиться обязательно больше 2-3 месяцев. Во-первых, нужно научиться видеть ошибки в форме или объеме, абстрагируясь от цвета. Существует заблуждение, будто благодаря добавлению на полотно ярких оттенков можно отвлечь внимание от недостатков изображения. Во-вторых, занятия принесут больший эффект, если одну сложную тему разбить на несколько более простых аспектов – важно уделять много внимания каждому элементу.

4. Отказ от иллюзий

Многим учителям приходится сталкиваться с соблазном уместить необъятный пласт информации и уместить его в заманчивый для новичков курс "Рисуем с нуля за 5-10 уроков". Естественно, в определенной среде такая вещь будет нарасхват, так как в современном мире ценится скорость и легкость принятия материала – концентрация после какого-то времени сходит на нет.

Здравомыслящие люди понимают, что в таком случае качественно что-то изучить не получится: прогресс будет зависеть от внимания, уделенного занятиям, и умения сосредоточиться на чем-то конкретном. Кроме этого, навык преподавателя понятно и емко объяснять информацию тоже будет способствовать быстрому развитию ученика.

5. Рисование с натуры

С большей доли вероятности хороший курс будет приучать новичка рисовать не с фотографии, а с натуры, так как объекты на фото могут быть уплощены или искажены.

С одной стороны, не стоит полностью отказываться от рисования с фотографии. Но с другой, вся прелесть реальной натуры в том, что можно натренироваться изображать каждую мелкую деталь, создать ощущение присутствия трехмерного объекта на плоскости, научиться видеть предмет с разных сторон и понять, как он работает. Огромным плюсом также является возможность создать свой индивидуальный стиль рисования.

О мотивации.

Не нужно ждать вечных пинков и мотивации со стороны. Конечно, в чьем-то обществе можно развить навык быстрее, но нахождение в нем не стоит ставить основной целью. Если идти на курсы ради одобрения со стороны, то тогда желание заниматься действительно рисованием еще по-настоящему не созрело.

Вероятно, эффект от обучения в таком случае все же будет, но очень небольшой. Важно делать все с искренним интересом, изучая что-то дополнительно, задавая вопросы и погружаясь в материал.

Как выбрать преподавателя рисования?

Сначала нужно прочитать портфолио или ознакомиться с работами предполагаемого наставника. Если появляется ощущение недостаточного мастерства человека, то, скорее всего, стоит довериться интуиции.

Один из самых весомых критериев – стиль учителя. Стоит прислушаться к себе – есть ли готовность перенять некоторые его черты?

Важно обращать внимание на преподавательские способности: умение объяснить, предложить определенный путь, разложить многоступенчатую идею на простые аспекты. Необходимо прислушаться к речи учителя – она должна быть четкой и без спутанности.

На некоторых курсах есть пробное занятие, где можно приглядеться к вероятному преподавателю и посмотреть его подачу информации.

Не менее важно ощущать доверие к наставнику на профессиональной почве. Доверие в этом смысле считается позволением другому человеку давать советы, вмешиваться в процесс рисования и даже оказывать некое влияние на способ мышления в творчестве. Или, например, атмосфера расслабленности и непринужденности также очень помогает в продуктивности создания чего-либо.

Изначально стоит прояснить отношение к критике, которая непременно будет присутствовать на занятиях. Либо указание на неточности будет мотивировать их исправлять, либо ученику станет неприятно, он начнет себя сдерживать и испытывать стеснение, невозможность выйти за рамки.

Преподавателю необходимо корректировать подопечных во время занятий, указывать на ошибки и подсказывать верное направление. Чрезвычайно важно, чтобы характер исправлений не нес в себе негатива, иначе это может лишь умалить прогресс и лишить ученика какой-никакой самостоятельности. Одной из основных функций обучения является стремление к успеху, поэтому нужно вселять в новичка веру в успех и развитие в себе естественности.

Желаем удачи и новых свершений!

Вам также может быть интересно